background top icon
background center wave icon
background filled rhombus icon
background two lines icon
background stroke rhombus icon

Скачать "Диалектика материального и идеального (А.В. Бузгалин)"

input logo icon
Обложка аудиозаписи
Подождите немного, мы готовим ссылки для удобного просмотра видео без рекламы и его скачивания.
console placeholder icon
Оглавление
|

Оглавление

0:00
Начало (истоки марксистской материалистической философии и понятие «материализма»; естествознание)
23:26
Распредмечивание и опредмечивание (превращение материального в идеальное)
27:23
Возникновение феномена культуры как мира идеального; общественное бытие
47:08
Проблема религии
1:09:51
Выводы и несколько слов об искусстве
Теги видео
|

Теги видео

Бузгалин
марксизм
Александр Бузгалин
Альтернативы
Альтернативы Бузгалин
философия марксизма
Гегель
Маркс
капитализм
материализм
Фейербах
философия
Энгельс
Маркс и Энгельс
материальное
идеальное
материальное и идеальное
культура
искусство
материализм и идеализм
идеализм
Бог
основной вопрос философии
марксистская философия
идеализм и материализм
Субтитры
|

Субтитры

subtitles menu arrow
  • enАнглийский
Скачать
00:00:01
[музыка]
00:00:16
мы начинаем лекцию посвященную проблеме
00:00:20
с материального и идеального в марксизме
00:00:22
из теста в рамках одного короткого
00:00:25
лекционного занятия я смогу остановиться
00:00:28
лишь на некоторых ключевых
00:00:30
пунктах этого очень сложного
00:00:33
богатого и историческими
00:00:35
по наполнению вопросы мы посмотрим с
00:00:39
вами на проблему соотношение
00:00:41
материального и идеального
00:00:42
и понятие материального и идеального
00:00:45
коротко остановимся на с полем ильенков
00:00:48
sky школы и скажем так основного течения
00:00:53
советского материализма марксистского
00:00:56
материализма
00:00:57
я надеюсь что у нас будет достаточно
00:01:00
времени чтобы побыть том как матери
00:01:03
сбрил является при переходе в
00:01:05
пространство общественных отношений
00:01:07
естественно станет проблему
00:01:09
общественного бытия и общественного
00:01:10
сознания но там уже недалеко и до
00:01:13
вопроса который как я отметил касается
00:01:15
каждого из вас соотношение общественного
00:01:18
бытия и индивидуального сознания
00:01:21
индивидуального хоть осмысления мира но
00:01:25
здесь из теста станет вопрос идеология
00:01:29
религии и других форм общественного
00:01:31
сознания но индивидуального сознания
00:01:33
поскольку быть вне и общественного бытия
00:01:37
и общественного сознания никому из нас
00:01:39
не удается до тех пор пока мы живу вот
00:01:42
так устроена наша жизнь и деятельность
00:01:46
наше бытие и соответственно об этом я
00:01:48
буду вам сегодня рассказывать я
00:01:51
специально не стал делать презентацию
00:01:53
поскольку смысл этой лекции размышления
00:01:57
и я приглашаю вас именно таким
00:02:00
размышлением они к тому чтобы что-то
00:02:02
заучить
00:02:03
хотя в принципе наверное что то
00:02:05
зафиксировать для себя вам будет полезно
00:02:07
но я еще раз говорю это скорее просто
00:02:09
размышление в диалог и так для
00:02:16
студентов философов
00:02:18
лекции читаются именно для вас студент
00:02:21
философского факультета
00:02:22
в первую очередь
00:02:25
проблема материализм и идеализм а как
00:02:28
основного вопроса философии
00:02:31
я думаю достаточно хорошо известно хотя
00:02:34
сейчас
00:02:35
ситуация с преподаванием философии
00:02:38
несколько изменилась я не думаю что курс
00:02:42
который вы слушаете
00:02:44
по я даже не знаю почему по какому
00:02:47
предмету
00:02:49
может включать там пару месяцев
00:02:52
размышления о том что такое материализма
00:02:54
что такое идеализм как это было во
00:02:57
времена моего студенчества мы правда
00:03:00
слушали курс на экономическом факультете
00:03:02
но из 2 700 курса изрядная часть была
00:03:06
посвящена именно этому вопросу я думаю
00:03:09
что
00:03:10
на философском факультете даже уверена
00:03:13
этого было еще больше но тем ни менее
00:03:16
истории материалистической философии
00:03:20
велика и прекрасна
00:03:23
уходите и я не буду просто мне хотелось
00:03:26
чтобы вы для себя совершенно четко
00:03:28
зафиксировали что марксизм наследует
00:03:31
великую материалистическую традицию и
00:03:34
античности и
00:03:36
средневековье где она присутствовала в
00:03:39
виде ереси и своего рода
00:03:42
поскольку локоть даже религиозные ереси
00:03:46
не были материалистическими тома terrain
00:03:48
там пробивался большим трудом но
00:03:49
все-таки пробивался не можно найти его
00:03:51
следу
00:03:52
материализму присутствует восточной
00:03:55
философии в отсутствие китае который
00:03:57
обычно выделяется в отдельное
00:03:59
пространство
00:04:01
но и так далее
00:04:02
поэтому мне кажется очень важным
00:04:05
подчеркнуть вот это мощное историческое
00:04:08
основании марксистской
00:04:10
материалистической философии это 1 2
00:04:13
непосредственно я вам рассказал неделю
00:04:15
назад
00:04:16
материализм но
00:04:18
маркса связывают энгельса связываются
00:04:21
материализма фейербаха
00:04:23
что части связано с
00:04:25
историческим генезисом мачизма
00:04:29
генезисом из гегельянство
00:04:31
которая как известно представляла из
00:04:33
себя абсолютный идеализм это была
00:04:36
характерной для последователей гегеля
00:04:39
коим относил себя поначалу юный маркс и
00:04:45
вот этот диалог с фейербаха критика
00:04:48
фейербаха
00:04:50
бесконечное уважение к фейербаха все это
00:04:53
характерно для генезис и марксистские
00:04:55
материалистической философии
00:04:57
я на прошлой лекции не случайно очень
00:05:00
подробно остановился на знаменитых
00:05:02
тезисах маркс оффенбахе пару страничек
00:05:05
на которых сконцентрированы
00:05:09
фундаментальные положения
00:05:12
активного
00:05:14
деятельностного материализма вот пожалуй
00:05:17
самого начала генетический материализм
00:05:20
маркса он не созерцательный не
00:05:23
антропологический он основан на том что
00:05:27
человек это субъект деятельности
00:05:30
на том что проблема материального и
00:05:33
идеального возникает как проблема только
00:05:35
связи с деятельным общественным
00:05:38
человеком и поэтому абстрагироваться
00:05:40
деятельности и абстрагироваться от
00:05:42
общественных отношений размышляя
00:05:44
проблемы материального и идеального
00:05:45
нельзя от обратить внимание совершенно
00:05:48
другая постановка вопроса
00:05:50
то есть вопрос материального и
00:05:52
идеального стоит не в контексте кати
00:05:54
религии бога прежде всего эти вопросы
00:05:58
решаются
00:05:59
исторически не в проблеме даже
00:06:01
соотношения материи и духа
00:06:03
абсолютного или нет это второй вопрос
00:06:06
решается в проблеме
00:06:08
общественных деяний общественного
00:06:12
человека
00:06:14
это связано и с решением вопроса
00:06:17
антропогенеза который для маркса
00:06:20
оставался отчасти открытым для яндекса
00:06:23
тоже хотя он и написал интересную работу
00:06:26
на эту тему и не одну они написали мне
00:06:29
одну работу но
00:06:32
дальнейшее развитие марксистов
00:06:36
развитие марксистами проблемы
00:06:38
возникновения человека работы поршневая
00:06:42
работы семенова
00:06:44
показали что вот эта линия мо
00:06:46
террористическая линия оказывается
00:06:49
обоснованный возникновение человека
00:06:51
генезис процессе общественной
00:06:54
деятельности восстановления во-первых
00:06:56
деятельности вторым деятельности как
00:06:57
общественным
00:07:00
это собственно дает тайну рождения
00:07:02
человека и тайну рождения
00:07:05
духа тайну рождения идеального поскольку
00:07:08
вне этого проблемы нет идеального нет
00:07:14
есть материальный мир
00:07:16
который в этом случае по определению
00:07:19
становится первич
00:07:21
вот это сразу определенная постановка
00:07:24
проблем
00:07:25
можем сделать оговорку я свои лекции не
00:07:28
буду вести полемику с идеализмом
00:07:31
и просто все задачи решить сразу
00:07:33
невозможно и этот лекционный курс это
00:07:36
введение в морфин
00:07:38
очень короткие такие зарисовки эскизы
00:07:42
ключевых проблем марксистской философии
00:07:44
не более того
00:07:46
в программе есть соответствующая
00:07:48
литература я потом вас от рисую к ней
00:07:52
сейчас я просто хотел подчеркнуть что по
00:07:56
преимущество я буду предлагать вам янков
00:07:59
скую версию
00:08:00
марксистского
00:08:04
соответственно сразу же должен добавить
00:08:06
еще один момент то что в
00:08:09
своем генезисе и вплоть до настоящего
00:08:14
времени
00:08:16
философский материализм
00:08:18
марксистского направления директе чен и
00:08:20
вне диалектического метода
00:08:23
он
00:08:25
не раскрываю
00:08:27
это не две рядом стоящие темы сначала
00:08:32
одно потом другое хотя я преподавать
00:08:35
буду именно так это
00:08:37
органическое единство диалектика
00:08:39
материалистично матерью делитесь
00:08:41
постараюсь это показать
00:08:43
вот после этой преамбулы наверное надо
00:08:46
все-таки сказать a short такой
00:08:48
материальной шутку идеально
00:08:51
материально это все кроме идеального это
00:08:55
основы и это то что существует
00:08:57
независимо от человек
00:09:00
уже ни на есть очень простое определение
00:09:05
объективный мир даны нам в ощущениях в
00:09:08
восприятии я бы добавил вслед за
00:09:12
материалистами марксистами в
00:09:15
общественной практики то есть не просто
00:09:17
в ощущении которые у нас каким-то
00:09:20
образом через глаза руки слух проникает
00:09:24
в наше сознание
00:09:27
именно в общественной практики для xp с
00:09:31
ним почему это важно
00:09:33
существует еще одно определение которое
00:09:36
очень часто цитируют
00:09:38
советские учебники это ленинское
00:09:40
определение
00:09:41
потому что материально это идеальный
00:09:43
пересажены в человеческую голову
00:09:45
преобразованное в ней но потом и сам
00:09:47
ленин немножко смеялся над тем чтобы не
00:09:49
надо представлять так что у человека там
00:09:51
мозгах из преобразовать на аппарат такой
00:09:54
путь и система ящичков и полочек куда
00:09:56
раскладываются все преобразованные
00:09:58
значит восприятие действительности
00:10:01
ягод это сказал вообще улин очень много
00:10:04
таких простых понятных цитат которые он
00:10:07
говорил где угодно на митингах
00:10:09
выступлениях какие-то небольшие брошюрка
00:10:11
в коротких записках которые затем
00:10:15
превращаются в
00:10:17
основу глубокого научного обобщения
00:10:20
такое случалось советские времена пришли
00:10:23
тише зации
00:10:26
того и другого классиков марксизма при
00:10:29
том что действительно точно богатые
00:10:31
тонкие мыслители бы и
00:10:34
так
00:10:36
материя это объективно и независимо от
00:10:38
нас вне на существующая реальность она
00:10:41
существует до человека на существуют дни
00:10:43
человека
00:10:45
материи неисчерпаемы еще один тезис
00:10:48
материализм принципиально важный и
00:10:51
бесконечной похоронной материи
00:10:54
естествоиспытателя my которые которые
00:10:56
упираются в то что они не могут найти
00:10:57
новые законы
00:11:01
существование вселенной поле еще чего-то
00:11:04
не тут же начинают призывать на помощь
00:11:07
боженьку эти чем хуже у них получается
00:11:10
решить проблему тем больше появляется
00:11:11
бога это очень четкая закономерность
00:11:14
который может проследить настоящий я
00:11:17
счастлив что у меня сегодня не слушает
00:11:18
андрей михайлов такой молодой коллега
00:11:20
который недавно зачистила буквально пару
00:11:23
дней назад кандидатской диссертации уже будучи
00:11:26
доктора нет кандидатом пока еще
00:11:28
физико-математических наук он всякий раз
00:11:30
когда начинают рассуждать естествознания
00:11:32
крите хватается за голову и ключи что я
00:11:34
невежа невежда и вообще дурак ну
00:11:38
немножко не так грубо ну в общем
00:11:40
примерно в этом духе итак материя
00:11:44
неисчерпаемо что же такое идеальное
00:11:47
идеально это представление материального
00:11:49
процесса при помощи общественной
00:11:51
практики в другом материальном процессе
00:11:53
другом материальном феномене давайте
00:11:55
даже текст
00:11:56
отражение представления материального
00:11:59
процесса осуществляемых посредством
00:12:00
общественной деятельности общественной
00:12:03
практики другом материальном предмете
00:12:05
вот это так как определяет идеальный
00:12:07
link
00:12:09
вот давайте я приведу целую систему
00:12:11
примеров поэтому постараемся с этим
00:12:13
разобраться что у нас есть назгул с
00:12:16
точки зрения естествоиспытателя там
00:12:19
происходит некий физический процесс я не
00:12:22
буду сейчас описывать но какие-то
00:12:23
колебания чего-то какие-то клеточки
00:12:26
какие-то компоненты этих клеточек еще
00:12:29
чего то и все это взаимодействует друг
00:12:31
другу это боженька или кто-то еще тут
00:12:34
всех случаев позволяют качеств несите
00:12:38
что такое книга если мы не используем ее
00:12:41
для тоже у трахнуть соседа по голове или
00:12:43
поставить на нее чайник но сейчас
00:12:44
чайники электрические чайники на книжке
00:12:47
не ставят мое время начальник кипятили
00:12:49
на плите после этого надо поставить
00:12:52
ученым человеку проще был поставить
00:12:54
чайник то книжку с одной стороны было
00:12:56
воровства с другой стороны это была
00:12:57
гарантия того что что то есть гриб вот
00:13:01
если мы используем книжку не как
00:13:03
материальный объект не как стопку бумаги
00:13:05
к склеенную до чем-то переплетено
00:13:07
то это
00:13:10
идеальная потому что в книге
00:13:11
представлены определенные материальные
00:13:14
закономерности оставим пока в стороне на
00:13:17
время искусство я к нему обязательно
00:13:18
вернусь
00:13:20
посмотрим на науку sokolov
00:13:22
великая формула 2 плюс 2 равняется 4
00:13:25
написаны учебники по арифметике
00:13:28
это набор краски
00:13:30
которая лежит на бумаге все
00:13:35
или не все
00:13:37
условно все потому что это прежде всего
00:13:40
отражение
00:13:42
практикой обобщенного
00:13:47
практикой облегченный взаимосвязи
00:13:49
количественные взаимосвязи предметов и
00:13:51
явлений в
00:13:53
определенные естественно в мире если мы
00:13:56
двум баранам прибавим двум баранам
00:13:58
поедем двух баранов появится 4 бара на
00:14:01
этом как всегда возникает вопрос что
00:14:03
будет если будем бараном прибавить двух
00:14:05
волков но мы его пока стоим строительная
00:14:09
вот это ведь alexika вылезает везде
00:14:13
ткать ограниченность переход
00:14:15
неопределенность много всего остального
00:14:19
противоречия между валками бараном не
00:14:23
так смешно но тем не менее вот это
00:14:26
первей первый пример кто-то скажет ну
00:14:29
хорошо ну вот книги понятны это
00:14:31
идеальные да а вот станок это же
00:14:33
очевидно материальное я экономист
00:14:35
изменив сегодня будет вылезать
00:14:37
экономический пример эта машина что в
00:14:41
ней идеального железо набор деталей
00:14:44
электрические провода ну в лучшем случае
00:14:47
управляющий компьютер давайте его пока
00:14:49
уберем в сторону пусть будет обычный
00:14:51
станок металла реже что в нем идеального
00:14:54
это идеально это воплощение целой
00:14:57
сложной системы
00:15:00
закономерностей
00:15:01
характеризующих процесс взаимодействия
00:15:03
материальных объектов пресса детали
00:15:07
чистим этого станка электрической
00:15:09
энергии
00:15:12
этих самых проводков которые в обмотке
00:15:15
статора и вратари электродвигатель
00:15:17
видите даже помню название статора рот
00:15:19
если не перепутаешь
00:15:22
это опять-таки общественной практикой
00:15:26
людей которые сначала придумали что
00:15:29
можно резать металл вообще металл есть
00:15:32
потому что можно его резать потому что к
00:15:34
этому можно приспособить какую-то машину
00:15:36
потом поменяли паровую машину на
00:15:38
электрический двигатель от этого открыли
00:15:40
вообще феномен электричество и при
00:15:43
помощи определенной общественной
00:15:44
практики опять же сделали из
00:15:46
абстрактные идеи что есть магнитное поле
00:15:50
плюс и минус законы ома и всего этого
00:15:54
сотворили электродвигатель приделали
00:15:56
этот электродвигатель к станку
00:15:58
научились в определенном процессе
00:16:01
материальных взаимодействий
00:16:03
рабочего использовать этот станок
00:16:06
кого-то хуже кого-то лучше и
00:16:08
все это отражено во пластину в железяки
00:16:12
если эта железяка попадает
00:16:16
в руки племени дикарей они на нее
00:16:19
смотрят как баран на новые ворота или
00:16:21
как том номинанте корее есть
00:16:23
какая-нибудь лама на новые ворота и
00:16:28
собственно не понимает что это такое
00:16:31
если он попадает профессору который
00:16:34
преподает
00:16:35
политическую экономию и пытается
00:16:38
преподавать философию но он догадывается
00:16:40
что это станок но как его включить может
00:16:43
быть тоже догадается вот как из него как
00:16:45
на нем сделать
00:16:47
необходимую работу правильную детали уже
00:16:49
вряд ли хотя в девятом классе восьмом
00:16:52
каком-то классе меня учили это делать у
00:16:55
нас был трудового воспитания
00:16:57
вот такие дела то есть станок если мы
00:17:01
его рассматриваем как
00:17:03
представление определенного
00:17:06
научно-технического знания общественной
00:17:08
практики это идеально
00:17:12
вот скажем представьте себе великую
00:17:15
отечественную войну
00:17:16
советские инженеры или рационализаторы
00:17:19
рабочий был очень много кстати
00:17:22
придумали новый способ обработки металла
00:17:25
очень важный для оборонной
00:17:28
промышленности
00:17:30
приезжает некий шпион из германии
00:17:33
предположим что он обходит все путин квд
00:17:35
добирается до этого завода и смотрит на
00:17:37
этот станок он что на нем будет делать
00:17:39
определенную деталь нет
00:17:41
он постарается его
00:17:44
зафиксировать как определенную
00:17:46
технологию ну взяли этот станок украсть
00:17:49
точно также как вы пытались угнать и
00:17:52
говорят что советские разведчики просто
00:17:55
но как я придумал я такого не знал чтобы
00:17:56
у нас культура вали такой а вот про то
00:17:59
что у нас разведке удалось угнать еще
00:18:02
накануне войны
00:18:03
самый современный мессершмитт до
00:18:07
сир смит который украли советские
00:18:09
разведчики был в данном случае идеальным
00:18:11
на нем можно было летать на нем
00:18:14
пролетели помад был в испании во время
00:18:16
войны еще испанской раз а потом второй
00:18:18
раз уже тоже
00:18:22
и
00:18:24
это была идеальная вот этот самолет
00:18:27
летающие железо он был идеально потому
00:18:29
что он был воплощение определенных
00:18:31
конструкторским и
00:18:33
производственного процесса
00:18:35
то есть идеальное становится
00:18:39
идеальным только в определенном
00:18:41
общественном отношении
00:18:43
вне этого отношения идеального нет ни
00:18:46
общественной практики идеального нет нет
00:18:49
человеческой деятельности идеального нет
00:18:52
есть великое выражение рукописи не горят
00:18:56
да здесь вот это зафиксируем да то есть
00:18:59
идеальное существует благодаря
00:19:00
общественной практики которая
00:19:02
представляет что-то
00:19:04
определенное общественное отношение
00:19:05
определенную практику определенную
00:19:07
деятельность определенную взаимосвязь
00:19:09
предметов и явлений в
00:19:11
некоторым другом материальном объекте в
00:19:14
каком именно в данном случае неважно это
00:19:17
может быть представлена в виде
00:19:20
виде вот этой коробочке до в которой
00:19:23
что-то там лежит где-то это может быть
00:19:26
представлена в виде магнитных волн
00:19:28
который бегает по пространству и
00:19:29
позволяют нам сейчас коммуницировать и
00:19:31
вам слушать лекции читать это может быть
00:19:35
представлена в виде клинописи
00:19:38
может быть представлена в виде статуи
00:19:40
петька меня чего угодно
00:19:45
это может быть представлена вот здесь
00:19:47
виде определенно биологических процессов
00:19:50
протекающих мозги
00:19:54
вот
00:19:56
дальше про то как от все превращается в
00:19:59
идеологию религия искусство науку и все
00:20:03
остальное чуть уж
00:20:04
пока вот это первое средство
00:20:12
соответственно становится понятно что
00:20:14
соотношение материального и идеального в
00:20:16
не общественной практики общественного
00:20:18
человека не существует
00:20:19
как и сам феномен идеального отличие от
00:20:22
матерями
00:20:24
далее становится понятно что это
00:20:26
общественное отношение фактически
00:20:28
определяет что будет материальным а что
00:20:30
идеально
00:20:32
одно и тоже можно использовать по
00:20:34
разному мессершмитт можно использовать
00:20:36
как феномен культуры который надо раз
00:20:38
предмете сейчас я веду это понятие ну
00:20:41
это разобрать по деталям и понять как
00:20:44
сделать самолет который будет лучше даже
00:20:45
чем это процессе тоже можно использовать
00:20:49
как машину которая позволит перевозить
00:20:51
что-то или убивать кого-то
00:20:54
осуществлять материальное преобразование
00:20:56
извините за них .
00:20:58
нечаянный ценю
00:21:00
убийство тоже в данном случает
00:21:02
материальное преобразование
00:21:04
вот то же самое касается станка или чего
00:21:07
угодно и любой идеальный предмет если он
00:21:10
попадает в руки человека который не
00:21:12
способен осуществить определенный вид
00:21:15
общественных практик превращается
00:21:17
совершенно бессмысленный материальный
00:21:18
объект
00:21:20
вот еще один образ точнее пример
00:21:24
художественный если кто-то читал о
00:21:27
стругацких есть один из ранних небольших
00:21:29
рассказов из небольшой рассказ или
00:21:31
маленькая повесть попытка бегства
00:21:34
там каких то
00:21:36
непонятно каких странников или еще
00:21:39
кого-то остается некоторый набор машин
00:21:42
которые
00:21:43
люди феодального общества пытаются
00:21:45
каким-то образом использовать и не знать
00:21:46
как господь это машины супер сложные
00:21:50
устройства для них пост мечту о лучшем
00:21:52
случае набор деталей которые
00:21:55
используются весьма странно
00:21:59
вот это я несколько раз повторил
00:22:01
точно-точно тяжело укладывается в
00:22:04
общественном восприятии
00:22:07
потому что идеальная воспринимается
00:22:09
обычно как нечто все-таки божественное
00:22:14
божественная душа которая дана человеку
00:22:16
откуда-то которая нисходит
00:22:20
который к только величайшие люди в
00:22:23
чем-то подобные богу творцы кстати слово
00:22:25
не случайно до творец сам творец здесь
00:22:28
способны откуда-то из мирового
00:22:33
идеального пространства
00:22:36
я не знаю эманации
00:22:40
гештальтов до
00:22:42
абсолютного духа
00:22:43
превратить
00:22:45
некоторый текст или музыку или еще что
00:22:49
вы действительно когда видишь какую-то
00:22:52
гениальную формулу и слыша гениальную
00:22:54
музыку надо ощущение что дает что-то
00:22:56
божественное
00:22:58
собственно откуда еще одно такое могло
00:23:00
взяться больше нет кубику боковыми быть
00:23:03
не может но тем не менее это вот
00:23:07
дальше возникает очень много всего
00:23:09
интересного связанного с творчеством она
00:23:11
сначала в виду еще два определения потом
00:23:13
на споре ильенкова со всеми остальными
00:23:15
такими традиционными материалистами
00:23:18
которые идеально и понимали в духе
00:23:22
знаменитый но уже использованы цитаты
00:23:25
ленин
00:23:26
итак
00:23:28
начнем с подмешиваем ну предмет нечто
00:23:34
материальное давайте сейчас пока так
00:23:36
материально не только предметы но в
00:23:39
данном случае будем упрощать этот и так
00:23:41
материально некий предмет 1 предмет чего
00:23:44
не и вытаскивании из предметы чего-то
00:23:47
другого
00:23:49
чего идеального с предмете не это
00:23:52
вытаскивания из материального феномена
00:23:55
его идеального
00:23:58
его идеальное содержание вытаскивается
00:24:01
экстрагируется каким-то образом каким
00:24:04
при помощи деятельность
00:24:08
деятельности человека обладающий
00:24:10
способностью
00:24:13
разобрать давайте войдем станок не будем
00:24:16
пользоваться как военными истребителями
00:24:19
разобрать станок понять как он устроен
00:24:23
исходя из этого собрать его снова да еще
00:24:26
так что при лишние части не остались и
00:24:27
он снова работал бы а может быть и
00:24:29
создать более совершенный станок
00:24:33
1 предмете
00:24:35
раз предме чего не и принципиально
00:24:38
отлична от потребления потребление мы
00:24:42
уничтожаем материальный продукт
00:24:45
для того чтобы эти одновременно
00:24:48
создавать другой материальный продукт у
00:24:50
тебя сегодня за завтраком съедал
00:24:52
бутерброд уничтожал материальный продукт
00:24:54
для того чтобы создать другой
00:24:56
материальный продукт
00:24:57
относительно с этого профессора
00:25:01
можно уничтожать уголь и и руду для того
00:25:06
чтобы создать
00:25:08
металл и так далее будет личное
00:25:12
потребление или производительное
00:25:13
потребление на тоже опять полет к нам из
00:25:15
улиц раз предме чего не и другое
00:25:19
с предметами никогда я заглянул в книгу
00:25:24
ильенкова полистал страничке кидать их
00:25:27
не стал но
00:25:29
прочитав несколько фраз еще раз напомнил
00:25:32
сам себе то о чём я буду сегодня с вами
00:25:34
разбирали
00:25:35
естественно предмету нет обратный
00:25:37
процесс
00:25:38
когда мы не key идеальные представления
00:25:41
но скажем то что у меня сложилась в
00:25:43
мозгу 5 в процессе общественной практики
00:25:49
чтение лента во
00:25:52
воспоминания наших встречах каких-то
00:25:55
других феноменов которые связаны с
00:25:57
подготовкой коллекции когда я все это
00:25:59
воплощаю сейчас вот колебаниях воздуха
00:26:03
махони их рукой качание головой и других
00:26:07
действиях которые позволяют мне
00:26:09
читательниц руками лучше не махотин у
00:26:11
него
00:26:13
это опредмечивание превращения к
00:26:17
идеального в материальное раз
00:26:19
подмешивания превращения
00:26:21
материального в идеально и
00:26:23
вне вот эта деятельность по привлечь его
00:26:26
нею раз предме чего нею как ни то ни
00:26:28
другое не существует
00:26:31
давайте пойдем дальше и дальше
00:26:34
начинается очень длинный спор
00:26:36
ильенкова лившица и с таким вульгарным
00:26:42
советским и не только советским
00:26:44
материализмом который считал сам себя
00:26:47
марксистский уходить детали этого спора
00:26:50
я не буду
00:26:52
можете читать есть такой дар книжечки
00:26:55
небольшая ильенко вы и лифшица
00:26:57
материальным идеальным там половина
00:26:59
книжки венка в половина книжки лившиц
00:27:01
они отчаянно спорят друг с другом и это
00:27:05
собственно составляет главное содержание
00:27:07
этой книги в которой идет вот эта
00:27:10
дискуссия книжка маленькая непонятная
00:27:13
воспринимается большим трудом у но если
00:27:16
хотите всерьез разобраться в этой
00:27:17
проблеме разбирать
00:27:20
есть много тонкостей
00:27:22
разговоры о том как при этом идеале где
00:27:25
там и деле как переводить лучшие
00:27:27
немецкие термины на русский язык цитата
00:27:29
цитаты я вас в это погружать нибудь
00:27:33
давайте пока вот здесь поставим
00:27:35
многоточие я буду считать что некий
00:27:37
первый шаг к пониманию материального и
00:27:39
идеального мы сделали давайте пойдем
00:27:42
теперь дальше к тому что у нас будет
00:27:44
волновать еще далее и чем дальше тем
00:27:47
более
00:27:48
это прежде всего
00:27:52
возникновение феноменах культуры
00:27:56
как мира
00:28:00
идеального
00:28:02
собственных культура становится
00:28:04
феноменом общественного человека именно
00:28:07
потому что только общественный человек
00:28:09
чек ступающие общественные отношения и
00:28:12
осуществляющей деятельность
00:28:14
общественную опять же таки
00:28:15
воспроизводящую эти общественные
00:28:16
отношения
00:28:17
способен создавать культу
00:28:22
почему это понятие важно
00:28:25
я могу дать очень субъективный ответ
00:28:28
потому что аспиранта бузгалин было очень
00:28:31
интересно читать книжки по проблемам
00:28:32
культуры
00:28:34
канале степана злобина один михалыч
00:28:37
межуева и целого ряда других выдающихся
00:28:39
ученых советской поры хотя я искренне
00:28:43
советую прочитать книгу нас типа msi
00:28:45
злобина культуры общественный прогресс
00:28:47
пожал один из самых талантливых и
00:28:50
социально заостренных текстов о культуре
00:28:56
большими цитатами ленина которого
00:28:58
глубоко уважаю очень уместными цитатами
00:29:01
с очень жесткими практическими выводами
00:29:04
вот поскольку нашей лекции слушать над
00:29:06
альгинатная калио я все-таки позволю
00:29:08
себе одну ремарку которая будет важно
00:29:11
для нее но мне кажется для вас тоже дело
00:29:14
в том что
00:29:16
злобин в отличие скажем от межуева
00:29:18
толстых целого ряда других ученых келли
00:29:22
коваль зона писавших о культуре
00:29:25
очень много внимания уделяет вопросу а
00:29:29
как и почему человек становится
00:29:31
культурным и вот об этом я скажу
00:29:34
специально несколько слов поскольку он
00:29:36
вслед за лень он связывает это с
00:29:38
включением социальное творчество
00:29:40
попросту с участием в учете контроль и
00:29:42
управление
00:29:43
общественных практиках которые позволяют
00:29:45
человеку изменять этот мир и
00:29:49
общественных практиках которые требуют
00:29:51
для этого культур сейчас все таки фидами
00:29:53
не культур и так культуры становится
00:29:56
пространством и временем бытия
00:29:58
идеального
00:30:01
причем это общественный финам
00:30:04
естественно есть культуры отдельного
00:30:07
человека но культура как феномен это
00:30:09
нечто
00:30:11
общественная это общественное существует
00:30:14
и воспроизводит
00:30:17
культура может разрушаться
00:30:19
она может разрушаться не за счет того
00:30:22
что убивается идеальным
00:30:24
великий писатель был прав рукописи не
00:30:27
горят
00:30:29
в том смысле что идеальное неуничтожима
00:30:33
идеальная в голове человека может
00:30:36
уничтожить только другой идеально
00:30:38
поэтому победить идеи могут только
00:30:40
другие идеи
00:30:41
но можно уничтожить то материальное в
00:30:45
чем воплощена культура
00:30:48
можно сжечь книгу и
00:30:52
когда это делал фашизм ну это было
00:30:55
выкать адским преступлений
00:31:00
кстати интересно что
00:31:03
нечто подобное происходило в нашей
00:31:05
стране в период торжества либеральной
00:31:11
демократии и как тогда говорили свободу
00:31:15
библиотеки масса уничтожали книги и в
00:31:19
правда не сжигали но их выбрасывали на
00:31:21
свалку
00:31:22
это было преступлением ничуть не
00:31:25
меньшими я думаю чем публичные сжигание
00:31:27
ну может быть меньшим все-таки но тем не
00:31:29
менее все равно преступлением подобным
00:31:31
жига любви это было уничтожение культуры
00:31:34
но уничтожение точнее не так уничтожение
00:31:38
материального тела культов
00:31:41
материальное тело культуру уничтожали
00:31:43
когда ну давайте вертели героические
00:31:45
примеры важные одни из носили статуи
00:31:49
ленина другие любой ценой и пытались
00:31:51
сохранить и восстановить статую или
00:31:55
когда люди умирали спасая с нами полка
00:31:58
ну казалось бы на кусок тряпки
00:32:02
зачем жизнь человеческую давать
00:32:05
бессмыслица нет это был феномен культуры
00:32:07
это была жизнь и подвиги тысяч человек
00:32:11
который котята с нами с гордостью несли
00:32:14
да
00:32:15
извините за несколько возвышенный там но
00:32:17
я по другому как эту лекцию считать
00:32:19
данном случае немного но вся речь идет
00:32:22
об очень важный матери ибо всякий раз
00:32:25
когда мы уничтожаем книгу с нами статую
00:32:32
научное открытие кладем под сукно
00:32:36
мы
00:32:37
совершаем преступления против
00:32:39
человечества
00:32:41
это очень серьезно вот насчет последнего
00:32:45
изобретения кладем под сукно хотела
00:32:47
подчеркнуть что это
00:32:49
деяние которое достаточно регулярно
00:32:52
осуществляется двумя акторами не хочу
00:32:56
использовать грубых слов
00:32:57
с одной стороны бюрократии с другой
00:33:00
стороны капитал вот дурак россии все
00:33:03
понятно чиновнику лени не хочется делать
00:33:05
новое кольцо он прячет изобретение под
00:33:08
сукно плывет подсохнуть такое образное
00:33:09
выражение старых времен какой-то
00:33:11
российской империи который при кочевал
00:33:13
затем советский плетение только
00:33:15
советские
00:33:16
художественные произведения а
00:33:20
вот с капиталом почему потому что он это
00:33:24
произведение культуры феномен культуры
00:33:29
превращает в частную собственность и
00:33:32
дали эту частную собственность патент он
00:33:34
может разрешить используется может не
00:33:36
разрешить использовать то же самое
00:33:39
касается авторского права и многого
00:33:41
другого
00:33:42
фактически это если не уничтожение то
00:33:46
ограничения доступа к культуре
00:33:49
это убийство
00:33:51
вот этого идеально уничтожения этого
00:33:54
идеального или ограничения там идеально
00:33:57
дать еще один феномен очень интересный с
00:33:59
этим связано ведь опять не лезет политка
00:34:02
но - скорее общественное осмысление чем
00:34:05
палит экономической осмысление тоже
00:34:06
здесь все время философия социологии
00:34:09
политика даже не политология политика и
00:34:12
даже диалоги наверное о
00:34:15
чем идёт речь о том что идеальная не
00:34:19
имеет границ
00:34:21
она вечна и бесконечна она не имеет
00:34:26
границ во времени и в пространстве
00:34:32
вопрос 24 не имеет границ но 24 в китай
00:34:38
на два плюс два четыре на огненной земле
00:34:40
но два плюс два четыре в школе города
00:34:44
москвы начальный или сейчас это же даже
00:34:46
детском садике да оно было два плюс два
00:34:49
четыре пять несколько тысяч лет назад
00:34:52
может быть и десятков тысяч лет назад не
00:34:55
знаю когда впервые догадались два плюс
00:34:57
два четыре и оно будет таким в не
00:34:59
определенным бесконечном будущем хотя
00:35:02
говорят что можно по-разному это все
00:35:04
исчислять и есть на тему немало
00:35:06
анекдотов ну что-то у меня сегодня
00:35:08
анекдоты не получается
00:35:12
культура бесконечного времени в
00:35:14
пространство но общественные отношения
00:35:18
эту бесконечную во времени по
00:35:21
социокультурную идеальная которую быть
00:35:23
вечными что жимом раз возникнув
00:35:31
общественные отношения который
00:35:34
культуру давайте так будем говорить
00:35:36
ограничивают
00:35:39
его времени в пространстве или
00:35:42
уничтожать вот частной собственности
00:35:44
интеллектуальные это один из таких
00:35:45
феноменов
00:35:48
есть и другие более жестокие вот я
00:35:50
приводил примеры
00:35:53
фашизма и не только фашист любой
00:35:56
мракобесия в данном случае действует
00:35:58
этого направлен инквизиция между прочим
00:36:00
действовал в этом направлении
00:36:02
но мы общественной мысли в культуре так
00:36:05
действовала сталинская цензура когда
00:36:08
уничтожали не только произведения
00:36:10
культуры но и
00:36:13
тех кто создавал эти произведения
00:36:16
впрочем проводить аналогии между
00:36:19
фашизмом и сталинизмом не они будут
00:36:21
разные шинами и
00:36:24
так мы зафиксировали еще один шаг до мы
00:36:28
перешли к в пространство культуры
00:36:30
перейдя в пространство культуры мы тем
00:36:32
сам перешли к общественному бытию
00:36:34
идеального
00:36:36
то есть выяснилось что проблемы
00:36:38
материального идеального это не проблема
00:36:40
или не только проблема человека его
00:36:44
мозга или человека и
00:36:48
его
00:36:50
индивидуального сознания
00:36:53
человека его
00:36:55
духовной жизни это проблема общественных
00:36:58
и
00:37:00
человек мыслит в общественной практики
00:37:04
общественными феномены это еще один
00:37:07
интересный 5 компонент отсюда кстати
00:37:11
очень много выводов для понимания того
00:37:13
что такое образования но вот почему я
00:37:15
щас уходить не буду тем более что наш но
00:37:18
то обязательно что-то выключилась видимо
00:37:20
с интернетом проблема или что-то не знаю
00:37:22
что ну давайте продолжим наш разговор да
00:37:26
значит мы тем самым переходим в
00:37:28
пространство
00:37:29
общественных отношений и встает проблема
00:37:33
общественного бытия и общественного
00:37:35
сознания
00:37:36
или общественного бытия и
00:37:38
индивидуального создать я позволю себе
00:37:42
для начала рассказать то что всегда
00:37:44
рассказываю студентам возможно вы в
00:37:46
каком-то курсе кто то из вас уже слышали
00:37:49
если вы не первый раз сталкиваетесь
00:37:51
бузгалин хотя большинство из вас его
00:37:53
либо мне не очень хорошо знакомы с очень
00:37:57
небольшим исключением и так
00:38:00
практике будут гадать на преподавателя
00:38:02
который начал читать лекции вести
00:38:05
семинары в самом в конце мне тоже в
00:38:08
самом начале 80-х годов но во времена
00:38:11
когда еще даже горбачевской перестройки
00:38:13
не было в советском союзе
00:38:15
общественное бытие советского союза
00:38:18
диктует идеальное
00:38:22
восприятие мира
00:38:24
формирование идеальных феноменов каждого
00:38:28
индивида студента определенным образом и
00:38:31
складывается определенное представление
00:38:33
о ценностях и мотивах и целях жизни о
00:38:37
том что такое хорошо и что такое плохо
00:38:40
весь этот набор идеальных феноменов
00:38:43
присутствующих в каждом человеке что
00:38:46
тогда было хорошо
00:38:49
что тогда была целью для студента
00:38:53
студента целью для студента гуманитарий
00:38:56
давайте возьмем уж как блага выебу
00:38:58
моника студента был на гитаре я была
00:39:01
цель во-первых у стать членом
00:39:03
коммунистической партии советского союза
00:39:05
потому что иначе не всерьез заниматься
00:39:08
наукой не интересно преподаватель не
00:39:10
делать карьеру государственных
00:39:11
структурах или партийных было невозможно
00:39:14
это раз второе для студента гуманитария
00:39:18
было совершенно не интересно изучать
00:39:19
буржуазную философскую или экономическую
00:39:22
мысль нас это заставляли делать на
00:39:24
заставляют читать
00:39:26
самый сценарий приду пример экономистов
00:39:29
брейта еще кого-то мы от этого
00:39:32
отнекивались мы знали что капитал маркса
00:39:35
это полезно
00:39:37
материалы которые характеризуют
00:39:39
советское планирование это полезно вот
00:39:42
так как устроена рыночная экономика
00:39:43
спрос предложение прочая совершенно
00:39:46
бесполезная вещь которая непонятно зачем
00:39:48
на заставляют учить и большинство
00:39:50
пыталась от этого увильнуть исключение
00:39:53
были были такие исключения как части кто
00:39:56
слушает марксизму тут есть от нас дюжину
00:39:59
другая студентов это исключение это
00:40:02
подавляющее большинство сотни этого
00:40:05
слушать не хочет вот так же было
00:40:07
наоборот
00:40:08
50 лет назад на шторке надо потом пришла
00:40:13
новая волна пришёл горбачёв пришла
00:40:16
перестройка и условиях перестройки
00:40:19
возникла другая система
00:40:24
индивидуальных сознаний в результате
00:40:27
перестройки общественного сознания
00:40:28
которые стало результатом перестройки
00:40:32
буквально
00:40:33
общественного бытия и студенты поняли
00:40:37
что главное в жизни это демократии
00:40:40
социальных идея больше демократия больше
00:40:43
социализма
00:40:44
волновало юные умы сердца и все
00:40:47
остальное
00:40:49
на
00:40:52
факультатив нет спецкурс извините по
00:40:55
проблемам бюрократизма
00:40:57
молодого доцент опускали находили
00:41:00
слушать сотни студентов
00:41:02
нормальный спецкурсах 5 10 до 15
00:41:06
студентов
00:41:07
огромные поточной аудитории были
00:41:09
переполнены не потому что я был велик и
00:41:11
прекрасен
00:41:12
потому что этот начал преподавать потому
00:41:16
что тема оказалась востребована этим
00:41:18
самым сознанием которое реагировала на
00:41:20
изменение общественного бытия
00:41:22
соединенные штаты америки были лучшим
00:41:24
другом советского союза
00:41:26
все что на западе было замечательно
00:41:29
демократичным гуманным нацеленном на
00:41:32
развитие человека справедливым
00:41:35
культурным если кто то говорил что
00:41:39
америка это империалист америка это
00:41:42
агрессор америка это и так далее этого
00:41:47
человека три мили как сталинист
00:41:49
пережиток прошлого недоумка
00:41:52
много чего другого не хорошего говорили
00:41:55
про этого профессора или там
00:41:57
дочек хотя молодых людей таких было
00:41:59
крайне мало да это был второй тип
00:42:04
общественного и индивидуального сознания
00:42:06
которые очень быстро трансформировалась
00:42:08
под влиянием общественного бытия
00:42:10
далее появился третий тип общественного
00:42:13
сознания я делаю небольшое выступление
00:42:15
кэти чтобы передохнуть от
00:42:17
идеального и материального третий тип
00:42:20
общественного сознания
00:42:22
который 5 возник в условиях перехода к
00:42:26
капитализму
00:42:27
причем варварскому с первоначальным
00:42:30
накоплением капитала как преступлениями
00:42:33
нестабильностью институтов и прочее
00:42:35
прочее начала 90-х годов прошлого века
00:42:39
соответственно высшей целью ценностью
00:42:41
стали деньги никакой демократии никакого
00:42:44
социализм это все белиберда это все
00:42:46
пустые слова 5 главных задач и это любой
00:42:50
ценой
00:42:51
добыть зелененькие доллары
00:42:54
евро тогда как там еще даже не был и
00:42:58
желать вообще уехать из этой страны в
00:43:02
которой живут одни лузеры и правильно
00:43:05
используя данную современную
00:43:07
терминологию лохи и так далее
00:43:11
идеал западный мир вот прошло сколько
00:43:16
лет тридцать после этого даже меньше 20
00:43:19
мы все дружно становимся патриотами если
00:43:22
одна философском факультете мгу ещё это
00:43:24
может быть не так заметно то в небольших
00:43:27
периферийных городах студенчества твердо
00:43:30
знает что америка это агрессор что
00:43:33
империализм это варварство что она несет
00:43:35
мир зло что запад разлагается
00:43:40
что нужен консерватизм что российская
00:43:43
империя это прекрасно ну и много чего
00:43:46
другого в таком же духе до картин
00:43:49
общественное бытие трансформировал
00:43:51
общественное сознание следованием энди
00:43:53
dornish я не стала бы рассказать всю эту
00:43:56
эпопею но проблема в том что подавляющее
00:43:59
большинство моих студентов
00:44:01
категорически отвергает
00:44:03
понимание того что их индивидуальное
00:44:07
сознание не продукцию гениального
00:44:10
озарения
00:44:12
впитывание в себя божественного духа
00:44:16
по большей части
00:44:18
исключением небольшого круга критически
00:44:21
мыслящих и действующих индивидов по
00:44:23
большей части это продукт общественного
00:44:25
сознания которое татар минирован
00:44:28
общественном бытье
00:44:32
такая постановка вопроса к сожалению
00:44:35
очень часто оказывается студент очень
00:44:38
плохо доступно вас принять себя как
00:44:40
марионетку общественных отношений
00:44:43
послушно меняющую свои взгляды в
00:44:46
соответствии с изменением этого
00:44:47
общественного
00:44:48
отношения
00:44:50
общественной практики ну как то не
00:44:53
хочется
00:44:54
при этом опять вылезает диалектика
00:44:57
практика всегда противоречит
00:44:59
любой общественной системе в
00:45:01
общественном бытии всегда есть процесс
00:45:04
которые человека делает
00:45:08
рабом
00:45:10
денежного фетишизма что было даже в
00:45:13
условиях сср и пытались создавать другой
00:45:15
мир и делает человека
00:45:19
творцом который стремится создавать
00:45:21
феномена культуры изменчивой террас
00:45:23
предмете вас хотя не
00:45:25
потреблять
00:45:27
вещи да еще и символически как правило
00:45:31
даже вещь
00:45:32
вещь философском смысле слова
00:45:35
вот вот такая связка она
00:45:40
принципиально важно противоречие разные
00:45:44
практики которые формируют разные
00:45:45
общественное сознание разные
00:45:47
индивидуальные траектории
00:45:49
жизнедеятельности понимания принятие
00:45:52
решения всего остального
00:45:54
так мы переходим в пространство когда
00:45:57
общественное бытие детерминирует
00:45:59
общественное сознание и сознание david
00:46:03
осуществляется себя посредством как раз
00:46:05
культур я постараюсь максимально
00:46:09
последовательно раскручивать вот эту вот
00:46:11
цепочка
00:46:14
понятие культуры выросшие из понятия
00:46:16
идеального оказывается ключом к
00:46:18
пониманию того как мы мыслим этот мир и
00:46:21
как мы совершаем поступки осмысливает
00:46:23
отмер
00:46:25
при этом существенно что человек всякий
00:46:27
раз осмысливает мир даже тогда когда он
00:46:29
ни о чём не задумываться
00:46:32
даже который кати валяется в луже
00:46:35
5 мечта это исключительно похмелиться
00:46:39
5 он осмысливает этот мир просто в
00:46:41
определенных феноменах культуры в а
00:46:44
феномена культуры но я не буду ходить в
00:46:47
эти детали тем более что они мне
00:46:48
несколько незнакомых экспериментов над
00:46:51
самим собой такого рода я не проводил
00:46:53
уже не валялся извините поэтому так могу
00:46:56
только произведением художественным
00:46:57
произведением как судить о том что это
00:46:59
такое должно быть
00:47:02
вот значит мы зафиксировали еще один
00:47:05
компонент который мне показался очень
00:47:06
важном отметить там давайте сделаем еще
00:47:09
один шаг вперед и посмотрим на проблему
00:47:14
религии которая здесь достаточно
00:47:18
органично мне кажется всплывает
00:47:23
чуть дальше мы по вода довольно тонкое и
00:47:26
деликатное пространство я постараюсь
00:47:30
быть предельно корректно чтобы никого не
00:47:32
обидеть
00:47:33
поскольку опроса веры это особое
00:47:36
пространство для начала я хочу разделить
00:47:41
феномен веры и феномен убеждений и
00:47:44
знаний
00:47:46
убеждения это каждом случае буду
00:47:49
рассматривать несколько упрощенно как
00:47:51
знания которые
00:47:53
сопряжены с
00:47:56
общественной деятельностью
00:47:59
поступками в общественном пространстве
00:48:01
политическом и экономическом
00:48:06
идейном поскольку и диалоги тоже но
00:48:09
совершать поступки что-то тормозя что-то
00:48:13
развивая в своем сознании в общении
00:48:16
коммуникациях и так далее
00:48:20
итак
00:48:24
убеждение или давайте возьмем ужас . и
00:48:29
знание это то что
00:48:31
формируется и воспроизводится практика
00:48:35
знание о том что не надо совать палец в
00:48:38
газовую горелку особенно если газ горит
00:48:41
это знание которое можно подтвердить
00:48:44
практически в любой момент он засунул то
00:48:47
палец станет больно палец ой кошмар
00:48:49
какой-то пример привел в общем пальцы по
00:48:52
станет плохо
00:48:53
5 и верить в то что газ
00:48:56
который горит или любое пламя
00:48:59
негативно сказывается на человеческом
00:49:02
организме не нужно это нужно знать точно
00:49:06
также нужно знать что если вы
00:49:09
выйдете зимой на улицу то вам будет
00:49:12
холодно если вы увидите как на улицу
00:49:16
сахаре катиз кондиционированного
00:49:18
помещения вам будет жарко это нужно
00:49:22
можно знать это в общественной практики
00:49:26
воспроизводится утверждает точно также
00:49:29
убеждение это то что воспроизводится
00:49:31
подвергается подтверждается в
00:49:33
общественной практики это не туго что
00:49:36
верит в этом смысле я хочу
00:49:38
сформулировать тезис который
00:49:42
мне кажется принципиально важно меня
00:49:44
часто спрашивают вы верите в коммунизме
00:49:46
нет я в коммунизм не верю как горит вы
00:49:48
же себя позиционировать как марксист как
00:49:50
коммунист да и себя так позиционируя
00:49:52
почему же вы не верите в кому я не верил
00:49:55
я убежден и
00:49:57
убежден в том что есть общественные
00:49:59
закономерности ведь все материальные
00:50:02
закономерности которые раньше или позже
00:50:05
с глубокими противоречиями потерями
00:50:08
честь и долг великих свершений
00:50:11
преступлений ведут в этом направлении
00:50:13
человечества
00:50:15
это подтверждается практикой моей
00:50:19
жизнедеятельности жизнедеятельности моих
00:50:21
коллег истории многим другим это не вера
00:50:25
это убеждение
00:50:26
знания которое вырастает из общественной
00:50:29
практики веры это нечто иное
00:50:32
это то что не
00:50:35
то что лежит вне пространства практике
00:50:39
вне пространства доказательства или
00:50:42
подтверждение в общественной
00:50:43
деятельности
00:50:46
но при этом в отличие от веры как
00:50:52
феномена
00:50:54
но своего рода культурно
00:50:57
феномен культуры весьма своеобразный
00:50:59
ночь момент культур
00:51:02
существует еще и институты религии
00:51:06
где вера превращается в
00:51:10
часть общественной практики
00:51:14
институционализированы и
00:51:16
обретает характера уже чего-то
00:51:18
совершенно иного обретает характер
00:51:21
общественного отношения
00:51:22
пространстве создания и использования
00:51:24
определенных идеальных феноменов и
00:51:28
точно так как поп науки могут возникать
00:51:31
отношения купли-продажи
00:51:32
бюрократического подавления и даже
00:51:35
физического порабощения наподобие
00:51:38
шарашит да
00:51:40
точно так же они могут возникать по
00:51:43
поводу искусство точно так же они могут
00:51:45
возникать по поводу веры и
00:51:47
вот этих религиозных данном случае уже
00:51:50
надо будет сказать взглядов индивид
00:51:53
поэтому мы должны
00:51:55
религию как общественный институт
00:51:58
систему общественных отношений
00:51:59
общественных практик отличать от веры
00:52:02
отдельного индивида
00:52:04
да и в отдельном индиви не очень важно
00:52:06
разобраться где эта вера а где это
00:52:09
превратно я форма убеждений которые
00:52:14
подтверждаются практикой
00:52:16
потому что общественной практике очень
00:52:19
часто подтверждают и
00:52:22
воспроизводят религиозные взгляды и
00:52:25
более то обычных религиозные взгляды
00:52:28
широко распространяются там где они
00:52:30
подтверждаются воспроизводится практике
00:52:32
вот я ты что скажите как может
00:52:36
подтверждаться практикой то чего нет
00:52:40
может это ложная форма общественного
00:52:43
сознания
00:52:44
тогда общественном сознании возникает то
00:52:48
чего нет в общественной жизни но то что
00:52:50
этой общественной жизни постоянно
00:52:52
генерирует
00:52:53
вот бесконечно мудрый вождь который все
00:52:57
за всех знает и
00:52:59
решение которого при воли всегда верны
00:53:02
которого надо цитировать и портреты
00:53:04
которого надо везде развешивать и так
00:53:06
далее это продукт общественной практики
00:53:10
ну прям этому этот может не является
00:53:13
абсолютным утром он не является тем кто
00:53:18
принимают всегда правильные решения
00:53:21
на самом деле обычно управляет не он
00:53:24
даже общественная система персонификации
00:53:26
которые он является то есть это
00:53:28
превратно я форма которая создается
00:53:31
общественной жизни точно дорожка чек
00:53:34
считает что деньги это 5 универсальная
00:53:37
как ценность
00:53:39
большие ценность человеческой жизни это
00:53:42
не так но общественная жизнь в условиях
00:53:43
рынка создает именно такое общее
00:53:45
соотношение котором вот эти деньги
00:53:47
бумажка запись на электронном счете
00:53:49
золотая монетка там медная монета
00:53:52
в прошлом становится тем кто диктует
00:53:56
тебе все
00:53:58
поведение все отношения ценности
00:54:01
взаимодействие даже кого любите кого
00:54:03
ненавидеть
00:54:04
вот точно также религии воспроизводится
00:54:08
когда ты знаешь что за
00:54:11
ты будешь ходить в церковь
00:54:14
правильно себя вести в соответствии с
00:54:16
этими канонами и так далее ты будешь
00:54:19
жить ими относительно небольшое
00:54:21
количество проблем
00:54:23
ты будешь уважаемым гражданином
00:54:26
если ты зовешь гражданском обществе или
00:54:28
ты будешь пока менее регулярно
00:54:31
выпоротым на конюшне крепостным потому
00:54:34
что ты не пытаешься идти против барин ее
00:54:37
папа не ли ты будешь нормальным
00:54:39
дворянином которого не отправят в
00:54:42
инквизицию потому что он не то сделали
00:54:45
забыл что то сделать что положено
00:54:47
соответствии с религиозному сторон до то
00:54:50
есть практика подтверждает что да есть и
00:54:52
что есть именно это энергия тоже если вы
00:54:55
верите ни в соответствии с канонами
00:54:58
католичество в соответствии с канонами
00:55:01
мусульманство или иудаизма вы вполне
00:55:05
можете оказаться на костре
00:55:09
наоборот хотя не знаю что он мусульманин
00:55:12
странах еретиками делаю то есть они то
00:55:14
больничке неверные
00:55:18
все это воспроизводится вот таким
00:55:21
странным образом
00:55:25
могут эти вспомнил наконец один анекдот
00:55:28
чуть-чуть отвлечься в одной из очень
00:55:31
таких комментарий ских мусульманских 5
00:55:34
пространство даже не скажем стран есть
00:55:36
пара
00:55:38
муж и жена европейцы
00:55:42
едут их останавливает патруль
00:55:45
твой неверные неверным нельзя здесь
00:55:48
ездить мы вас убьем ведь нет мои
00:55:50
правоверные мусульмане
00:55:52
патруль гаи скажи хоть какой-нибудь еще
00:55:55
суру корана тот произносит что-то давала
00:55:58
бла бла бла бла хотя арабском в духе эти
00:56:01
мусульманского священника новый подвид
00:56:03
хорошо езжай-ка все в порядке я понял
00:56:06
что тыкать стал правомерно мусульманин
00:56:09
не отъезжают жена спрашивать может я не
00:56:12
знал я знал что я знаю что ты арабис на
00:56:15
и не знал что ты мусульманин что ты
00:56:16
знаешь коран когда нет я просто привел
00:56:18
на арабский кэти фрагмент из библий
00:56:25
готов дабы он знал а донецкой то он не
00:56:27
мог знать кораблик использовал коран он
00:56:30
был знал что как надо быть терпимым
00:56:31
долги бредить
00:56:33
понимаете это вот 1 маленький же такая
00:56:37
как феномен показывающий как работает
00:56:39
отчуждённой формы общественного сознания
00:56:41
а дальше начинается очень важно это
00:56:44
индивидуальная вера как правило
00:56:47
складывается силу определенных
00:56:48
общественных практик и это
00:56:51
индивидуальное дело кажет почему
00:56:53
складывается вера в бога я сейчас
00:56:55
попробую объяснить с точки зрения
00:56:56
диалектического материализма
00:56:58
а вот религия становится общественным
00:57:01
институтам отчужденной формы
00:57:03
общественного сознания и отчужденной
00:57:06
формой общественной практики
00:57:08
политической и идеологической
00:57:10
экономической
00:57:12
вот обратите внимание на то как устроена
00:57:15
церковь любой это политический институт
00:57:18
а не зависимо от того что они говорят
00:57:21
они реально участвуют очень активно в
00:57:23
политической жизни вот российская
00:57:26
православная церковь извините руки
00:57:28
упомянули туда хоть она поддерживала
00:57:30
российскую монархию выступал против
00:57:31
советской власти потом она поддерживал
00:57:34
советскую власть и снимал фотографии где
00:57:37
там выше йерархии церкви вместе с вашими
00:57:39
вождями советского союза за небольшим
00:57:43
исключением
00:57:44
были исключений которые не поддерживали
00:57:46
монархов были стричь никто не
00:57:48
поддерживают советской власти ну и т.д.
00:57:50
час она поддерживает совершенно другую
00:57:52
власть
00:57:54
она включена в этой политической
00:57:56
воспроизводства хотя она воспроизводит
00:57:59
определенный тип идеал руки и это
00:58:02
довольно мощный экономический механизм
00:58:05
смотрите сколько сегодня у любой церкви
00:58:08
мусульманской католической и
00:58:10
православной
00:58:11
земель
00:58:13
всего вплоть до шикарных лимузинах овцы
00:58:19
ну и какие-то благотворительные
00:58:21
организации видимо тот же
00:58:25
поэтому церковь как экономически и
00:58:28
политически крите геологический институт
00:58:32
надо отличать это
00:58:35
религиозных от религии как феномена
00:58:38
культуры и
00:58:40
вот веры отдельного человека три разных
00:58:44
феномен и
00:58:48
в данном случае ведь понимания
00:58:52
идеального как общественного
00:58:53
практического как общественной практики
00:58:56
воплощенной воплощающий
00:59:01
воплощены или нити в определенном матери
00:59:03
нам продукте это вот именно это
00:59:06
воплощено в церкви воплощенные в
00:59:12
молитве воплощенной в книге
00:59:16
поглощения священника и тогда и
00:59:20
в поступках верующего человека откуда
00:59:23
берется религиозный тип сознания
00:59:27
мы прежде всего он возникает там где на
00:59:32
человек использует не
00:59:34
феномен их знаний и убеждений
00:59:37
не феномен искусством а феномен веры
00:59:42
того что не требует и даже ним не может
00:59:46
быть сопряжено с проверкой практик
00:59:51
художественной практики ткать
00:59:53
эстетической
00:59:55
научно-технической общественной практики
01:00:03
отсюда достаточно просто выводится
01:00:06
основы генезис и религия
01:00:09
основа такого генезиса это прежде всего
01:00:13
наличие таких сфер общественной жизни
01:00:16
которые не поддаются познанию
01:00:20
не поддаются 5
01:00:23
практическому преобразованию в
01:00:26
которых человек оказывается зависим от
01:00:30
внешних не познаваемых и не подвластных
01:00:34
ему
01:00:35
объективных материальных процессов
01:00:38
то есть неспособность человека познать и
01:00:42
практически преобразовать
01:00:44
объективные материальный процесс
01:00:48
приводит к возникновению веры
01:00:53
вот как обычно человек ну ладно вы там
01:00:56
вот все там бы ученые там вы не хотите
01:00:58
видеть но те же что то такое что нельзя
01:01:00
понять нельзя осознать что то такое что
01:01:03
1 мил где-то как-то все равно управляет
01:01:06
что-то такое божественное
01:01:10
над прям сказать да конечно есть
01:01:14
имена но как раз генерирует религию
01:01:18
но она одновременно генерирует и
01:01:21
стремление познать и преобразовать это с
01:01:24
одной стороны с
01:01:27
другой стороны оно генерирует религию
01:01:30
веру в то что есть нечто
01:01:32
давайте определим это как бог
01:01:37
что
01:01:39
занимает пространство того что нам не
01:01:42
подвластно что нами непознанные что мы
01:01:45
не можем преобразовать
01:01:46
вот все что нам не подвластно все что
01:01:49
нам не познано все что мы не можем
01:01:51
практической деятельностью изменить
01:01:54
становится либо вот таким не поздно нам
01:01:57
не подвластно мну требующим познание и
01:02:00
практического преобразования
01:02:02
материальным объектом один вариант
01:02:05
матери из тическое решение проблем
01:02:06
второй вариант становится неким
01:02:10
феноменом
01:02:12
имя которому бог может быть абсолютный
01:02:16
дух может быть что-то другое можно уйти
01:02:18
субъективный идеализм но его мы пока
01:02:20
оставим
01:02:21
наши религия ты не субъективные диалект
01:02:24
все-таки эманация некое воплощение
01:02:27
объективного идеализма прежде всего а
01:02:30
может быть субъективной религиозной
01:02:32
какая-то позиции но мы сейчас говорим
01:02:34
вот в общественных феномена и
01:02:39
чем больше пространства вот этого
01:02:42
непознанного
01:02:43
не преобразуемого не подвластного тем
01:02:46
мощнее
01:02:48
религия как общественный институт
01:02:52
распространяется вера как форма
01:02:54
детального 5 бытия в пространстве
01:02:58
идеального у
01:03:01
давайте посмотрим исторически когда
01:03:03
наиболее сильно религия
01:03:06
она наиболее сильно на стадии генезиса
01:03:11
первобытного человека
01:03:14
когда для него весь природный мир
01:03:16
фактически непознаваем и не под
01:03:18
контролем
01:03:19
результате
01:03:21
ветер бог гром бог вместе с молнией море
01:03:26
бог
01:03:28
потом еще так сказать земля бог
01:03:33
античный пантеон
01:03:37
потом даже творчества человека когда
01:03:39
человек начинает создавать нечто
01:03:41
божественный а вот в этом случает
01:03:43
уместный термин до 5 поскольку он
01:03:46
превращается в творца человек
01:03:48
превращается творца этим самым создает
01:03:50
нечто божественный аппетит не случайно
01:03:51
божественная музыка божественный картина
01:03:53
я те так далее вот дальше даже аполлон
01:03:57
появляется да со своими музами но это
01:04:00
особая сторона медали может возникнуть
01:04:03
некие единый бог так сказать о
01:04:05
христианстве мусульманстве в каких-то
01:04:08
других мировых религиях
01:04:10
это не так важно второй вариант когда
01:04:14
этот эти когда наступает очень жесткая
01:04:16
диктатура общественных сил
01:04:20
религиозная система подавления человека
01:04:22
превращения чанков крепостного скажем
01:04:24
возьмем
01:04:26
европейское средневековье
01:04:28
эпоху инквизиции
01:04:31
особенно средству и тогда когда
01:04:33
начинается буржуазный деяния ренессанс
01:04:36
вот это ли это
01:04:39
15 вектор это
01:04:42
рождение искусство культуры науки
01:04:46
свободного человека пожала
01:04:48
демократических ценностей рынка и
01:04:51
одновременно рассвет инквизиции почему
01:04:55
потому что во первых
01:04:58
остается
01:05:02
задача удержать человека он был на
01:05:06
демократической революции
01:05:08
так удерживается при помощи религиозный
01:05:13
диктатуры
01:05:15
либо это более мягкий вариант когда
01:05:20
наоборот попадает ситуация когда
01:05:22
объяснить ему почему один крепостное от
01:05:24
рождения и навсегда а другой дворянин и
01:05:27
господин от рождения навсегда
01:05:30
в общем
01:05:33
с точки зрения сегодняшний практике
01:05:35
абсолютным противоестественны ничем не
01:05:38
подтверждаемый никак не доказуемо
01:05:40
феномен средние века он воспроизводил и
01:05:43
доказывалось общественной практикой что
01:05:45
благородном может быть только дворянин а
01:05:48
крепостной это всегда
01:05:50
чик
01:05:52
низкий к управлению неспособной к
01:05:55
духовной жизни не способны познанию не
01:05:57
способны
01:05:58
это закрепляется соответствующей формы
01:06:01
религиозного сознания
01:06:03
познать это доказать это научно быть в
01:06:07
этом убежден нам нельзя
01:06:09
в этом можно только лифт потому что это
01:06:11
очевидно противоречит практике человека
01:06:14
который может быть благородным
01:06:16
независимо от сословий все остальное
01:06:19
точно так же с генезисом вот рыночной
01:06:23
экономики 90-е годы период максимального
01:06:25
роста веры и последующие периоды человек
01:06:28
теряет контроль за общественном сознании
01:06:30
человек не понимает почему у него
01:06:32
пропали накопления почему у нас
01:06:34
гражданина великий держал превратился
01:06:36
гражданина как коррумпированными
01:06:38
бюрократической по периферии ней страны
01:06:41
почему он в большинстве своем находится
01:06:44
в бедном состоянии почему кто-то стал
01:06:48
миллиардером хотя 5 в общем ничем
01:06:50
особенным не отличался почему правят так
01:06:53
а не иначе
01:06:54
это лежит за пределами
01:06:56
общественный практике он не может на это
01:06:58
повлиять он не может познать он не может
01:07:00
это изменить он не может на это
01:07:02
воздействовать на это объективно боится
01:07:05
он от этого объективно зависит и это
01:07:08
именно неподконтрольный не познавали
01:07:10
приходит религию
01:07:12
вначале приходят в формах
01:07:15
индивидуального сознания вот этом смысле
01:07:18
очень интересен период поздней
01:07:19
перестройки начала 90-х годов во что
01:07:22
люди только не верьте они верили в воду
01:07:25
которую заряжает чумак или кто там или
01:07:28
кашпировский извинить хотя может его бы
01:07:30
это не шутка это люди сидели за 3
01:07:33
литровыми банками воды из-под крана
01:07:35
перед телевизором и кашпировский эту
01:07:38
воду заряжал и потом люди верили 6 они
01:07:41
пьют эту воду не становятся здоровыми не
01:07:43
предал становились точек к своим
01:07:45
сознанием если он очень верят эти
01:07:47
мобилизует воли очень многое может
01:07:49
сделать понимаете
01:07:51
так было очень распространенный вариант
01:07:54
вера
01:07:55
верили в шаманы какой то какой то был
01:07:58
шаман сибири помню все заборы были
01:08:01
обклеена катя объявления о том что шаман
01:08:03
какой-то там спасет то есть он себе это
01:08:05
никогда не был этот шаман данном случае
01:08:07
неважно
01:08:11
понимаете
01:08:13
полная кашей разброс в сознании диффузии
01:08:18
института в сфере религии
01:08:20
она сопровождала диффузии института в
01:08:23
экономике кто собственник чего не
01:08:25
известно
01:08:27
приватизируют прихватизируют грабят
01:08:30
бандитские группировки
01:08:32
rated смена политических вождей
01:08:37
каши
01:08:39
все тут ах экономики кашель институтах
01:08:42
политики каши вас нету такой беги
01:08:45
нулевые годы стабилизируются института
01:08:48
экономики стабилизируются институты
01:08:50
политики стабилизируются институты
01:08:52
религии
01:08:53
все теперь верят в мусульманских
01:08:56
республиках
01:08:58
магомед опять у нас соответственно
01:09:01
православие кому-то отведено маленький
01:09:04
кусочек вот как кпрф отвели маленький
01:09:06
кусочек в двумя да кому то придет палите
01:09:08
кусочек эти вот там католичеству еще
01:09:11
какой-то маленький кусочек где-то ткать
01:09:15
в каких-нибудь
01:09:17
мусульманских республиках там маленький
01:09:19
кусочек православия потому что так
01:09:22
договорились
01:09:24
каких-то республиках маленький кусочек
01:09:26
мусульманство потому что договорились
01:09:30
мы не договорились в результате
01:09:33
политических и экономических и прочих
01:09:35
столкновений и борьбы к определенным
01:09:37
распределили кто будет порции верить
01:09:40
кого и они утрирую это не цинизм это не
01:09:44
критика это просто описание объективных
01:09:47
общественных процессов
01:09:49
связанных со религий значит что
01:09:53
существенно что вот таким образом
01:09:56
объясняется
01:09:59
существование идеального
01:10:02
идеального которое является продуктом
01:10:06
еще раз вспомним до общественных практик
01:10:09
которые соответствующим образом
01:10:11
позволяет преобразовывать этот мир
01:10:15
и представлять
01:10:17
некоторые
01:10:19
объективно существующие
01:10:22
закономерности и взаимосвязи в каком-то
01:10:25
феномен материал
01:10:28
я вам обещал сказать несколько слов об
01:10:30
искусстве но то что меня свое время
01:10:34
очень глубоко
01:10:37
поразило в работах
01:10:41
советских марксистов писавших по
01:10:44
вопросам эстетики
01:10:46
это тезис о том что у
01:10:50
к отражает объективные связи мира а
01:10:54
искусство отражает субъективные к эти
01:10:58
отношения художника к этим объективный
01:11:00
процесс
01:11:02
знаете есть такое выражение
01:11:04
это что это сосиска нет это как кафель
01:11:09
его башня почему она похожую сосиску я
01:11:11
так вижу
01:11:12
ну это немножко про самый номер хороший
01:11:16
искусств но вот в этой его тренированные
01:11:19
формулировки есть определенная поле к
01:11:22
глубокой прав какой именно что искусство
01:11:26
это всегда отражение
01:11:29
субъективного индивидуального ну может
01:11:33
быть в коллективное произведение
01:11:34
искусства наверно индивидуального
01:11:37
отношения к определенным объективным
01:11:39
процесс и
01:11:42
вот это отношение
01:11:45
фиксированная в образе
01:11:49
музыкальном
01:11:52
состоящим из каких-то красок из камня
01:11:56
из текста
01:11:58
около до каких-то где угодно на экране
01:12:01
на бумаге
01:12:04
высеченных неважно где до высечены на
01:12:06
камне
01:12:07
это вот немного другой компонент поэтому
01:12:12
искусство всегда несет субъективность
01:12:15
субъективность опредмечивания
01:12:17
субъективность раз причем наука в идеале
01:12:20
несет объективность не зависимости от
01:12:22
индивидуального отношения по идее 1
01:12:25
предмет чего не и формулы 2 плюс 2
01:12:27
равняется 4 должно быть одинаковым что
01:12:29
китайцы что русского что евреи что я не
01:12:33
знаю кого нибудь еще до
01:12:37
здесь по-другому
01:12:39
каждый слой мать считает войну и мир
01:12:42
каждый по-своему видят картину reply нас
01:12:44
каждый по-своему слышит музыку
01:12:46
чайковского или моцарта или шнитке
01:12:50
неважно вот этот маленький по скриптам
01:12:53
про искусством ну и наконец последний
01:12:56
если вы заметили я своей лекции про
01:13:00
мотив реально идеальное все время
01:13:01
обращался не к вопросам физики химии или
01:13:04
биологии я обращался к общественным
01:13:06
практикам и это неслучайно в отличие от
01:13:10
фейербаха вколот материализма
01:13:14
марксизм это материализм который
01:13:16
проблему материального и идеального
01:13:18
ставят в контекст общественного бытия
01:13:21
общественных отношений и в этом смысле
01:13:25
он всегда
01:13:26
привязан к тому что в советские времена
01:13:29
назывался историческим материализмом
01:13:31
материалистическому пониманию
01:13:32
общественных процессов и
01:13:35
об этом будет собственно разговор вот по
01:13:38
большей части в нашем курсе в
01:13:40
значительно степени потому что мне этот
01:13:42
предмет кажется наиболее значимым для
01:13:44
нас своим
01:13:45
вот и
01:13:47
второе я постоянно оперировал явно или
01:13:51
неявно с развитием качественными
01:13:54
изменениями
01:13:56
противоречиями взаимо переходами
01:13:59
это все атрибуты диалектического
01:14:02
введения диалектического объективного
01:14:05
бытия
01:14:07
поэтому следующий шаг будет к диалектике
01:14:11
эллиптической логике оттуда вперед к
01:14:15
социальному
01:14:17
материализма материализму социальных
01:14:19
процессов эпилептическом у пониманию
01:14:23
[музыка]

Описание:

В связи с тем, что YouTube, вероятно, скоро будет заблокирован, мы предлагаем Вам подписаться на нас в Telegram (https://telegram.org/ Яндекс-Дзене: https://zen.yandex.ru/id/622bb0948074d541d7e57268 Третья лекция курса "Современная марксистская философия". Все лекции курса будут здесь: https://www.youtube.com/playlist?list=PLuUst_YG8FfRg-oBCvt2EV_wULIduMOZI Содержание: 00:00:00 – Начало (истоки марксистской материалистической философии и понятие «материализма»; естествознание) 00:23:26 – Распредмечивание и опредмечивание (превращение материального в идеальное) 00:27:23 – Возникновение феномена культуры как мира идеального; общественное бытие 00:47:08 – Проблема религии 01:09:51 – Выводы и несколько слов об искусстве ------------- АЛЬТЕРНАТИВЫ в социальных сетях: ВКонтакте: https://vk.com/alternativy Facebook: https://www.facebook.com/unsupportedbrowser Telegram: https://t.me/alternativy_2020

Готовим варианты загрузки

popular icon
Популярные
hd icon
HD видео
audio icon
Только звук
total icon
Все форматы
* — Если видео проигрывается в новой вкладке, перейдите в неё, а затем кликните по видео правой кнопкой мыши и выберите пункт "Сохранить видео как..."
** — Ссылка предназначенная для онлайн воспроизведения в специализированных плеерах

Вопросы о скачивании видео

mobile menu iconКак можно скачать видео "Диалектика материального и идеального (А.В. Бузгалин)"?mobile menu icon

  • Сайт http://unidownloader.com/ — лучший способ скачать видео или отдельно аудиодорожку, если хочется обойтись без установки программ и расширений. Расширение UDL Helper — удобная кнопка, которая органично встраивается на сайты YouTube, Instagram и OK.ru для быстрого скачивания контента.

  • Программа UDL Client (для Windows) — самое мощное решение, поддерживающее более 900 сайтов, социальных сетей и видеохостингов, а также любое качество видео, которое доступно в источнике.

  • UDL Lite — представляет собой удобный доступ к сайту с мобильного устройства. С его помощью вы можете легко скачивать видео прямо на смартфон.

mobile menu iconКакой формат видео "Диалектика материального и идеального (А.В. Бузгалин)" выбрать?mobile menu icon

  • Наилучшее качество имеют форматы FullHD (1080p), 2K (1440p), 4K (2160p) и 8K (4320p). Чем больше разрешение вашего экрана, тем выше должно быть качество видео. Однако следует учесть и другие факторы: скорость скачивания, количество свободного места, а также производительность устройства при воспроизведении.

mobile menu iconПочему компьютер зависает при загрузке видео "Диалектика материального и идеального (А.В. Бузгалин)"?mobile menu icon

  • Полностью зависать браузер/компьютер не должен! Если это произошло, просьба сообщить об этом, указав ссылку на видео. Иногда видео нельзя скачать напрямую в подходящем формате, поэтому мы добавили возможность конвертации файла в нужный формат. В отдельных случаях этот процесс может активно использовать ресурсы компьютера.

mobile menu iconКак скачать видео "Диалектика материального и идеального (А.В. Бузгалин)" на телефон?mobile menu icon

  • Вы можете скачать видео на свой смартфон с помощью сайта или pwa-приложения UDL Lite. Также есть возможность отправить ссылку на скачивание через QR-код с помощью расширения UDL Helper.

mobile menu iconКак скачать аудиодорожку (музыку) в MP3 "Диалектика материального и идеального (А.В. Бузгалин)"?mobile menu icon

  • Самый удобный способ — воспользоваться программой UDL Client, которая поддерживает конвертацию видео в формат MP3. В некоторых случаях MP3 можно скачать и через расширение UDL Helper.

mobile menu iconКак сохранить кадр из видео "Диалектика материального и идеального (А.В. Бузгалин)"?mobile menu icon

  • Эта функция доступна в расширении UDL Helper. Убедитесь, что в настройках отмечен пункт «Отображать кнопку сохранения скриншота из видео». В правом нижнем углу плеера левее иконки «Настройки» должна появиться иконка камеры, по нажатию на которую текущий кадр из видео будет сохранён на ваш компьютер в формате JPEG.

mobile menu iconСколько это всё стоит?mobile menu icon

  • Нисколько. Наши сервисы абсолютно бесплатны для всех пользователей. Здесь нет PRO подписок, нет ограничений на количество или максимальную длину скачиваемого видео.