background top icon
background center wave icon
background filled rhombus icon
background two lines icon
background stroke rhombus icon

Скачать "«Вандея» французская и русская"

input logo icon
Теги видео
|

Теги видео

аналитическая программа
все об истории
гипотезы
дискуссия
историки
историческая дискуссия
исторические события
исторические факты
исторический спор
история
история России
мировая история
передачи об истории
российская история
спор историков
365днейтв
историада
историческиефакты
мироваяистория
Субтитры
|

Субтитры

00:00:00
[музыка]
00:00:09
я
00:00:11
[музыка]
00:00:19
этих творений и одноименной песни булата
00:00:22
окуджавы сентиментальный вальс есть
00:00:25
такие примечательные слова и все равно
00:00:28
упаду на тайна то единственные
00:00:30
гражданской понятно что речь идет о
00:00:34
гражданской войне в россии но я думаю
00:00:40
каждой страны и каждый народ который
00:00:42
пережил гражданскую войну считают ее той
00:00:45
самой единственной
00:00:47
о таких стран и народов было несколько и
00:00:51
вот сегодня нашим гостям пришло на ум
00:00:55
замечательная идея
00:00:56
сравнить гражданскую войну в россии с
00:00:59
гражданской войной во франции а вот что
00:01:03
зачем и как сравнивать мы обсудим наши
00:01:07
studies натали этой шины и василий
00:01:10
цветком здравствуйте
00:01:13
[музыка] [аплодисменты]
00:01:17
вандея французская и русская
00:01:23
отличная идея объяснить а как
00:01:25
сравниваете что сравни можно ли
00:01:27
сравнивать и
00:01:29
можно здесь какой-то четкое определение
00:01:30
гражданской войны по которым мы можем
00:01:32
сказать да это вот так это так и давайте
00:01:35
сравним
00:01:36
принципиально можно и нужно потому что
00:01:38
любая революция по сути есть гражданская
00:01:41
война
00:01:46
цветков василий жанович окончил
00:01:49
московский педагогический
00:01:50
государственный университет имени ленина
00:01:53
исторический факультет доктор
00:01:55
исторических наук профессор кафедры
00:01:57
новейшей отечественной истории
00:01:59
московского педагогического
00:02:00
государственного университета
00:02:03
автор свыше 150 работа в том числе белое
00:02:07
дело в россии формирование и эволюция
00:02:09
политических структур белого движения в
00:02:12
россии 1919 22 годы революция и
00:02:17
гражданская война в россии 1917
00:02:20
22 года
00:02:24
[музыка]
00:02:26
если мы говорим о революции во франции
00:02:28
если мы говорим о революции в англии в
00:02:30
любой другой стране то есть если здесь
00:02:31
предполагается
00:02:32
и участие собственного самого местного
00:02:35
населения в этой войне плюс иностранное
00:02:39
влияние в той или иной степени может быть больше
00:02:42
или меньше ну и плюс естественно вопросы
00:02:45
эскалация этой гражданской войны то есть
00:02:48
чего начинается чем заканчивается и
00:02:50
когда заканчивать и заканчивается вообще
00:02:52
простить вас сразу же хочется вцепиться
00:02:55
в то что вы сказали а можно ли так
00:02:57
определить что гражданской войны
00:02:59
эскалации революции в общем-то да потому
00:03:02
что даже ленин об этом писал сейчас
00:03:05
может быть немножко эти забытые во фразы
00:03:07
но в семнадцатом году трижды в таких
00:03:11
достаточно известных в свое время
00:03:13
работах как письма издалека
00:03:15
выступление на апрельской конференции
00:03:17
это после апрельских тезисов знаменитых
00:03:19
семнадцатого года и грозящий катастроф
00:03:23
как с ней бороться удерживать любишь
00:03:24
виде государственную власть
00:03:25
легин четко совершенно пишет о том что
00:03:27
гражданская война по сути уже идет с
00:03:30
февраля то есть уральска мартовские
00:03:32
события 17 года это уже гражданская
00:03:34
война потом april 17 что интересно он
00:03:37
переводит понятие гражданской войны в
00:03:39
мирные формы причем говорит о том что
00:03:41
гражданская война у нас сейчас это
00:03:43
пропаганда то есть мы ведем ее на
00:03:45
пропаганду нам поле мирными средствами
00:03:47
но это не значит что она отсутствует
00:03:49
после июльских событий после того как
00:03:52
ему пришлось уйти в подполье
00:03:55
там речь идет о вооруженном восстании и
00:03:57
соответственно это уже
00:03:59
прямая форма гражданской войны причем он
00:04:01
постоянно делает такие ремарки в сторону
00:04:04
несознательных интеллигентов которые
00:04:06
хотят перемен на хотят построения
00:04:09
социализма
00:04:10
но при этом минуя гражданскую войну
00:04:12
отмечая что это неизбежно это невозможно
00:04:15
реализовать ну и выиграй а это не
00:04:18
избирая это неизбежно что про францию
00:04:22
скажем применимы к франции здесь термин
00:04:24
гражданская война вполне уместен и
00:04:26
французские историки события ванды и я
00:04:29
вот как раз очень часто сравнивают
00:04:31
события гражданской войны в нашей стране
00:04:34
и события вандее
00:04:40
вандея департамент на западе франции
00:04:43
центр крестьянской войны против
00:04:45
революционных властей крестьяне восстали
00:04:48
10 марта 1793 года и при помощи местных
00:04:53
дворян
00:04:54
нанесли ряд тяжелых поражений
00:04:56
республиканцам лишь ценой огромных
00:04:58
усилий правительства справилась с этим
00:05:01
выступлением после чего
00:05:02
населения департамента подверглась
00:05:05
массовому истреблению которое отдельные
00:05:08
французские историки приравнивают
00:05:10
геноциду
00:05:14
вот как васильева верно говорили война
00:05:17
она может не окончится вот не случайно
00:05:20
войну в анды и французы сами называют
00:05:22
не окончены и войной на примеру жанг ле
00:05:25
мана мартель на известного современного
00:05:26
специалиста есть работы который так и
00:05:28
называется неоконченная война
00:05:33
даньшина
00:05:35
наталия петровна окончила коломин и
00:05:37
педагогический институт
00:05:39
доктор исторических наук профессор
00:05:42
кафедры всеобщей истории института
00:05:43
общественных наук российской академии
00:05:46
народного хозяйства и государственной
00:05:47
службы при президенте российской
00:05:50
федерации
00:05:51
профессор кафедры новой и новейшей
00:05:53
истории стран европы и америки
00:05:55
московского педагогического
00:05:56
государственного университета
00:05:59
ведущий научный сотрудник
00:06:00
государственного академического
00:06:02
университета гуманитарных наук
00:06:05
автор более 200 научных работ в том
00:06:08
числе 2 наполеона взлёты падения
00:06:10
наполеоновская легенда во франции в годы
00:06:13
июльской монархии
00:06:16
[музыка]
00:06:18
это регион который был рожден революции
00:06:22
то есть вот мы говорили о проблеме
00:06:24
революции гражданская война а также
00:06:26
можно говорить о соотношении революции и
00:06:28
контрреволюции и войну в вандее
00:06:32
очень часто именовали именно
00:06:33
контрреволюционным мятежом против
00:06:35
республики против революции на самом
00:06:39
деле в андрей это такая неизменная
00:06:40
антитеза анти символ революции вандее
00:06:43
это
00:06:44
территории которой и была рождена
00:06:46
революцией изначально вообще в андрей
00:06:48
это название маленькой речушки длиной
00:06:51
всего в несколько километров
00:06:52
она о которой никто не знал об этой в
00:06:55
андрей вот но спустя несколько лет вот в
00:06:57
девяносто третьем году
00:06:58
а ванды и уже знала вся фраза до прихода
00:07:01
а так это на месте старых французских
00:07:04
провинций то есть я термина человек военные ванды
00:07:07
и собственно территории которой была
00:07:08
охвачена восстанием и это не только вот
00:07:10
провинции плату это вообще бывший
00:07:13
провинций плату анжу и бретань то есть
00:07:15
принципе это вот запад франции западный
00:07:18
регион прибрежный океан который
00:07:21
примыкает к атлантике вот именно там в
00:07:22
девяносто третьем году крестьяне
00:07:25
подниматься на восстание на мятеж на
00:07:28
мятеж который перерастет самый настоящую
00:07:30
гражданскую войну которая по сей по сей
00:07:34
день французы он воспринимается как
00:07:35
самое последнее кровопролитной и
00:07:38
жестокой битвы
00:07:39
во французской истории потому что
00:07:40
последствия те ри они же колоссальные
00:07:43
были вот в этих граждан сильной битвы
00:07:45
первой и второй мировой включая нет
00:07:48
именно гражданство меня нагруженный из
00:07:50
гражданских войн а для француза ведь
00:07:53
французская революция это матрица
00:07:55
современной франции это та основа на
00:07:57
которой строится политической культуры и
00:07:59
третьи и четвертые современной пятой
00:08:01
республики поэтому изменить свое
00:08:04
отношение к ванды и а точнее как это
00:08:06
пытается сделать французски известный
00:08:08
историк арнольд сша и признать эти
00:08:09
события геноцидом вот чего он добивается
00:08:11
на протяжении очень долгого времени
00:08:13
более 30 лет это означает поставить под
00:08:16
сомнение вот самую французскую революцию
00:08:18
и признать по сути геноцидом именно
00:08:20
французскую революцию
00:08:21
поэтому для французов эта проблема
00:08:23
крайне болезненная не только вы для
00:08:26
историков а для общества в целом я бы
00:08:28
как раз хотел развить вот то что здесь
00:08:30
было сказано очень удачно а именно
00:08:33
взаимоотношений революции и
00:08:34
контрреволюции
00:08:36
умирала головина автора многотомного
00:08:39
издания российская контрреволюция
00:08:41
который кстати не очень хорошо известно
00:08:43
в отличие от очерков русской смуты
00:08:45
генерал деникин а который переиздана
00:08:46
поможем несколько раз голове как написан
00:08:50
головин просто может быть не успел до
00:08:54
конца осуществить свой замысел но что
00:08:57
интересно головин более academy чен и
00:08:59
более может быть специфичен вот именно
00:09:02
как человек который не только участвовал
00:09:03
гражданской войне но еще пытался ее
00:09:05
осмыслить так вот у него есть очень
00:09:08
прекрасная на мой взгляд определения что
00:09:12
контрреволюция есть диалектическое
00:09:15
продолжение революции вот так то есть
00:09:18
революция как вызов контрреволюция как
00:09:20
ответ и по-другому опять же быть не
00:09:22
может а можно как раз этот дополнить вот
00:09:24
это на самом деле очень верно потому что
00:09:26
традиционно это противопоставляя от
00:09:28
революций и контрреволюций но они не
00:09:30
просто противопоставлены они теснейшим
00:09:32
образом взаимосвязаны причем очень часто
00:09:34
часто контрреволюции воспринимают в
00:09:36
такой негативной коннотации
00:09:38
но на самом деле это опять-таки не
00:09:40
вполне так просто революции допусти
00:09:42
французской революции она олицетворяет
00:09:44
что
00:09:45
либерально-демократические ценности а то
00:09:47
что именовали контрреволюции вот этот
00:09:48
крестьянские мятеж восстание это же
00:09:50
традиционные силы то есть это
00:09:52
сопротивление вот или противостояние
00:09:54
двух систем вот этих либеральных
00:09:56
демократических и францией традиционные
00:09:58
сельской глубинный что интересно вот
00:10:01
этот консерватизм
00:10:03
он ведь не совсем
00:10:05
рецидивирует в своем воплощении да то же
00:10:09
самое если брать допустим российскую
00:10:11
историю то конкретно ванды и ленин
00:10:14
называл
00:10:15
совершенно конкретный регион эта область
00:10:17
войска донского потом в принципе может
00:10:20
быть вот эту характеристику в индийскую
00:10:22
можно было бы перенести ее на остальные
00:10:24
казачий области почему потому что он там
00:10:26
выдержал как раз два момента первое это
00:10:28
то что относительная зажиточность
00:10:30
по строю с остальной россией и второе
00:10:33
это как раз консерватизм мышления
00:10:35
консерватизм настроения традиции которые
00:10:38
установились которые омыты кровью
00:10:41
казачьего сословия и база для русской
00:10:44
вандой как он ее называет именно здесь
00:10:46
может появиться ну а если посмотреть на
00:10:49
территориально у нас 12 казачьих войск
00:10:52
насчитывалось российской империи на
00:10:55
начало двадцатого столетия так что вот
00:10:57
та самая полоса которая даже не только
00:11:00
надзора за человека минимизируют области
00:11:03
начали зона еда уссурийского казачьего
00:11:07
войска на дальнем востоке это все
00:11:09
потенциальная выгода я вся потенциальная
00:11:10
в анды с большей или меньшей степенью
00:11:12
может быть активности конечно самые
00:11:15
активные наверное это донцы и кубанцы
00:11:17
сердце и сибиряки
00:11:18
и оренбуржцы но пожалуй что еще уральца
00:11:21
который практически поголовно вообще
00:11:23
выступили против советской власти там по
00:11:24
мне одной странице
00:11:25
за совета не было да вот в отличие от
00:11:28
дона где все таки какая-то часть казаков
00:11:29
пошла за советами и что тоже вот
00:11:33
характерно отмечу очень интересную
00:11:35
деталь почему именно уральское войско пошло
00:11:38
почти поголовно старообрядцы староверы
00:11:40
а советская власть вообще отрицать цирк
00:11:44
то есть для них это не просто вызов вот
00:11:47
каким то именно казачьим традициям но
00:11:49
это еще и вызов религии это защита леди
00:11:52
знак ценностей наверное же у нас тоже
00:11:54
такое неоднородное религиозные поля
00:11:57
какие то же ну насколько воровские без
00:12:00
поповские все вместе
00:12:02
там тоже есть какие-то не они там не
00:12:04
настолько конечно страшные какие-то вот
00:12:07
эти сектантские отклонения но просто вот
00:12:08
действительно эта староверы старообрядцы
00:12:10
я еще не к не омских таких классических
00:12:13
времен потому что опять же если
00:12:16
посмотреть возникновение уральского
00:12:18
казачества то это окраина куда игроками
00:12:21
очень многие просто уходили довольные
00:12:23
минуты красивые реформами надолго
00:12:26
уезжаешь ну и поддержали пугачёва в свое
00:12:28
время а пугачев как известно
00:12:30
провозглашал один из его лозунгов это то
00:12:32
что он возвращает крест и бороду то есть
00:12:35
старый крест и ношение бороды вот этот
00:12:38
старообрядческий мотив он оказался
00:12:41
востребован даже двадцатом веке а можно
00:12:43
как раз по этому поводу дополнить потому
00:12:45
что здесь очень созвучно с событиями во
00:12:47
франции вот именно религиозные аспекты и
00:12:49
потому что ведь традиционно это
00:12:51
воспринималось как
00:12:52
такой контрреволюционный мятеж который
00:12:54
возглавляется
00:12:55
дворянами и духовенством и вот темные
00:12:58
забитые крестьянства они подняли хотя
00:12:59
это далеко не так потому что крестьяне
00:13:02
поначалу это подняли сами
00:13:04
а потом они просто и возглавляли их
00:13:06
лидеры собственно из крестьянской среды
00:13:08
тот же шаг от или иного который вышел из
00:13:10
крестьянской среды потом был торговцем
00:13:12
разносчиком потом они уже обратились к
00:13:14
дворянам
00:13:15
для того чтобы получить опытных
00:13:17
командиров
00:13:19
но вот что касается религии то вот
00:13:22
именно этот религиозный аспект
00:13:23
несомненен потому что это крестьянства
00:13:25
которое действительно было очень
00:13:28
верующим и собственно это движение в
00:13:30
анды это движение которое поднялось
00:13:32
во имя христа не случайно сердце и крест
00:13:36
символ вам бейтсов это же что это сердце
00:13:38
христовы сакре-кёр и поэтому уже в
00:13:42
дальнейшем когда вандой вновь не раз
00:13:45
будет оказываться ставкой в политической
00:13:47
игре вот эта ставка будет проиграна почему
00:13:50
потому что забегая вперед можно сказать
00:13:52
что вы конкордат заключенные наполеоном
00:13:54
с папой в 1801 году вот он как раз
00:13:57
предоставит свободу кольта и он убьет
00:13:59
военную ванды
00:14:00
голландии тут народу конкордат был
00:14:03
предательством да тут даже нет я
00:14:06
наоборот лаванды и конкордат будет
00:14:08
спасением
00:14:13
конкордат наполеона заключенные 15 июля
00:14:17
1801 года соглашение между папой пием
00:14:21
седьмым и французской республикой в лице
00:14:24
первого консула по которому католицизм
00:14:26
был объявлен
00:14:28
религии большинства французов при этом
00:14:30
свобода вероисповедания сохранялась
00:14:34
священнослужители назначались и
00:14:35
оплачивались государством а церковь
00:14:38
отказывалась от притязаний на
00:14:40
возвращение своих земель конфискованных
00:14:42
во время революции
00:14:47
именно после принятия конкордат и вот
00:14:50
вот вот в этой связке за веру за короля
00:14:52
для крестьян было принципиально именно
00:14:54
за веру потому что ви движение началось
00:14:56
не после казни короля короля казнили 21
00:15:00
января 93 года о восстании начнется в
00:15:03
марте 93 года непосредственный повод это
00:15:07
рекрутский набор когда французской армии
00:15:09
который терпит поражение я не хватает
00:15:11
войск и вот новые рекруты и в андрей в
00:15:14
том числе но это плоской горда то ванды
00:15:16
и восприняла положить до concorde творит
00:15:19
модель усмирил и дальнейшем когда будет
00:15:21
попытки например при наполеоне
00:15:23
во время 100 дней людовик 18 будет вновь
00:15:26
делать ставку на вандее в андрей не
00:15:27
поднимется крестьяне останутся дома в
00:15:30
1732 году это так называемый уже третье
00:15:33
восстание в андрей когда позже в той
00:15:35
самой воды все в той самой территории
00:15:37
когда уже герцогинь иберийской невестка
00:15:39
свергнутого короля карла 10 попытается
00:15:42
поднять в индию но вот тогда крестьян и
00:15:44
было уже все равно какой король карл 10
00:15:47
луи-филипп главный для них религиозный
00:15:49
вопрос был решен а вот еще религиозный
00:15:51
потому что ведь это западный регион это
00:15:53
особый такой может быть регион сельский
00:15:55
регион и там не было какой-то такой
00:15:57
непреодолимой грани между крестьянами
00:16:00
духовенством и местными кюри и более
00:16:03
того ведь вандее это что это регион
00:16:05
очень своеобразный географически это так
00:16:08
называемый багаж то есть вот проще ли
00:16:11
самары и болота и
00:16:14
земли крестьян вот наделы общин они были
00:16:17
разделены буквально вот такими живыми
00:16:19
изгородями и поэтому для войск потом там
00:16:22
будут места очень удобны для вот тактики
00:16:24
линейного боя это вот тактика именно
00:16:27
рассыпного строя партизанской войны
00:16:28
ну вот возвращаясь к игре то есть пюре
00:16:30
это не просто представитель бога для
00:16:33
крестьян киры это такое главное лицо с
00:16:36
кем они общались вот воскресенье после
00:16:38
мессы когда собственно крестьяне который
00:16:40
дает вы друг друг друга не видели в силу
00:16:42
изолированный такой жизни в кирове они
00:16:45
общались пюре был представителем их
00:16:49
интересов во властных структурах
00:16:51
более того юрия занимался вопросами
00:16:53
благотворительности повивальной бабки
00:16:56
опять-таки пюре для крестьянки юрия то
00:16:59
гораздо больше нежели просто
00:17:01
представитель церкви
00:17:02
а тут как мы знаем революция стремясь
00:17:04
все рационализировать построить на
00:17:07
идеалах просвещения она принимает вот
00:17:09
эти вот декреты о реорганизации церкви и
00:17:11
в чем они заключались поначалу да и же
00:17:15
еще довод законно присягнувших
00:17:16
священниках была проведена реорганизация
00:17:19
церковных приходов вот говоря
00:17:21
современным языком была проведена
00:17:23
оптимизация то есть многие приходы
00:17:25
многие церкви были закрыты и в
00:17:26
количество была уменьшена и получилось
00:17:28
так что кюри должны были сразу
00:17:30
обслуживать большую территорию и они это
00:17:32
не успевали
00:17:33
они не успевали проводить тел человека в
00:17:35
последний путь не успевали его
00:17:37
исповедовать
00:17:38
а потом еще и вот этот вот декрет о том
00:17:40
что священники должны присягнуть на
00:17:42
верность государству вот как раз в
00:17:45
андрей это было воспринято как просто
00:17:46
попрание
00:17:47
вот каких-то традиций божественных прав
00:17:49
и они не воспринимали просто вот этих
00:17:51
священников которые приносили присягу и
00:17:54
просто их таких бы лаванда и мало до 95
00:17:57
процентов 75-90 этой священники именно
00:18:00
не присягнувших а вот те которые
00:18:02
присягнули их просто оскорбляли их дома
00:18:05
там двери обстреливали закидывали в
00:18:07
мальчишке камнями и так далее то есть
00:18:10
религиозный вопрос для воды и он был
00:18:12
принципиально вот кажется монополи на
00:18:15
золотую жилу я ем и ведут это вот как
00:18:18
быть тем контрреволюции как диалектика
00:18:21
революции или как диалектический ответ
00:18:22
на революцию да потому что чаще всего
00:18:24
как революцию представляешь себе никого
00:18:26
моторика и условно говоря старого
00:18:28
порядка
00:18:29
а здесь уже явно вот нашей ванды и
00:18:32
вернее в нашей теме напрашивается в
00:18:34
контрреволюции ответ на революцию и вот
00:18:36
что было в россии что было во франции
00:18:38
давать вопрос той грани которую нельзя
00:18:42
наверное приходить и перейдя которую
00:18:45
идет уже такая широкомасштабная
00:18:47
полномасштабная скала с и гражданской
00:18:49
войны вот опять же есть возвращаясь
00:18:50
нашим казакам коля них речь зашла
00:18:53
изначально как их ленина приделал вандее
00:18:55
да им очень нравилось система ну на
00:19:01
рождалось может быть это не то слово
00:19:02
конечно такое эмоциональное в общем их
00:19:05
вполне устраивало то что в апреле и мая
00:19:08
семнадцатого года то есть после уже
00:19:10
отвлечения николай 2 престола по 100 как
00:19:12
в россии фактически они спокойно
00:19:13
восприняли отречению ну они восприняли
00:19:17
его негативно исключительно с точки
00:19:19
зрения того что вот они приносили
00:19:20
присягу то есть это люди военные это не
00:19:23
постигали все-таки государю и вдруг его
00:19:25
не ты вдруг он пехоты той присяге
00:19:27
освободил вот они это не могли понять
00:19:29
но он опять же вот возвращаясь в
00:19:31
ситуации весны 17
00:19:32
их вполне устраивал возвращение
00:19:35
казачьего самоуправления и выборность
00:19:37
атаманов вот что они считали его арлонда
00:19:39
проект да безусловно то что не было при
00:19:42
царе
00:19:43
что было отменено петром первым
00:19:46
вспоминаем було минска и восстание после
00:19:49
этого ну наказаны и атаманы да то есть
00:19:51
тех атаманов которые присылают сверху
00:19:53
это могут быть раза самые разные люди
00:19:55
это могут быть какими придворные
00:19:57
отставные генералы глазами атаману
00:19:59
мало-мало местному населению импонируют
00:20:01
а вот здесь они сами выбирают атамана
00:20:04
они сами
00:20:05
своим самоуправлением решают земельный
00:20:07
вопрос то есть принципе у них есть там
00:20:10
степень свободы которую они получили но
00:20:13
когда уже получается декрета
00:20:15
расказачивания
00:20:16
когда начинается закрытие церквей когда
00:20:19
начинается потом уже красный террор как
00:20:21
следствие реализации в том числе декрета
00:20:24
расказачивания и это вызывает резкое
00:20:27
неприятие резкое отторжение красный
00:20:30
террор чьими руками там осуществляется
00:20:33
что тоже интересно и показательно на мой
00:20:36
взгляд это в основном не местное
00:20:38
население в какой-то степени это как раз
00:20:41
да это конфликт между двумя частями
00:20:43
большого русского народа но опять же
00:20:46
если взять региональный подтекст то там
00:20:49
он достаточно хорошо заметен из москвы
00:20:51
из петрограда с украины с донбасса
00:20:55
формируются идут отряды красной гвардии
00:20:58
идут на дом идут на казаков
00:21:00
ну и вот условно говоря вот это
00:21:03
противостояние мы видим местные и
00:21:05
пришлые пришла и придут нашу землю
00:21:08
заберут лишь от нас тут на наших
00:21:10
привилегий поэтому мы должны не пустить
00:21:13
их на дону вот это вот идея защиты dance
00:21:15
не просто донской свободы но и донскую
00:21:17
территории она здесь очень ярко звучит и
00:21:20
это опять же в других казачьих войсках
00:21:22
тоже самые идеи на тереке очень
00:21:24
интересная ситуация произошла это же
00:21:26
кавказ северный кавказ там добавился
00:21:28
национальный подтекст еще
00:21:30
горцы терское казачье войско су женская
00:21:33
линия когда она возникла она возникла в
00:21:36
том числе и за счет тех территорий где
00:21:39
жили горские племена чечне ингушетии
00:21:43
начинается революций приходит
00:21:45
семнадцатый год и тут же чеченские и
00:21:48
ингушские делегаты говорят все сужен sku
00:21:50
юлию надо ликвидировать мы забираем себе
00:21:52
наши земли прежние которые принадлежали
00:21:54
нашим предкам сотни там тысячи лет назад
00:21:57
естественно казаки
00:22:00
не собираются просто так
00:22:01
самоликвидироваться выступают против
00:22:03
поддерживают деникина ну и вот вот это
00:22:06
вот эскалация она она очень заметно так
00:22:10
что не похожее было во франции вот свои
00:22:13
чужие дела пришла и которые хотят не
00:22:15
только власть свой установить ну и землю
00:22:17
нашу отобрать вот это про ван даю про то
00:22:20
что вот это брать землю наверное нет но
00:22:22
то что пришлые
00:22:23
и свои это было уже на примере
00:22:26
священников когда вот этот декрета
00:22:28
присягнувших не присягнувших сюда же
00:22:30
были направлены новые как раз священники
00:22:33
лояльные властям и
00:22:35
и это уже вызвало вот это отторжение
00:22:38
кроме того но разница в том что это же
00:22:40
не военный это не солдат это крестьяне
00:22:43
причем если вот как потек jeans говорил
00:22:45
казачества там зажиточный регион а тут
00:22:47
наоборот это же регион очень
00:22:48
отстал это глухая провинция где сильны
00:22:52
еще какие-то патриархальные вот эти
00:22:54
традиции отношения там даже дружеские
00:22:56
всякие культы вот почитайте бальзака
00:22:59
слоны там же очень хорошо все это
00:23:02
описано вот эти вот крестьяне которые
00:23:04
даже не крестьяне они похожи на каких то
00:23:06
там зверей в этих козьих шкур ах в
00:23:09
каких-то непонятных башмаках которые
00:23:11
вооружены были поначалу какими-то
00:23:13
предметами утвари косы виллы пике это
00:23:19
потом у них появятся уже ружья но здесь
00:23:22
еще что важно что это не просто
00:23:24
конфликт между пришлыми то есть между
00:23:26
остальной францией и между вандой сами а
00:23:28
здесь гораздо сложнее это еще
00:23:30
гражданская война в самой ванды и
00:23:32
внутренняя война между
00:23:34
вандой цами потому что вот это
00:23:36
опять-таки тоже такое представление
00:23:38
сформировавшиеся во французской науки
00:23:40
что ванды это единый блок который всегда
00:23:42
была оппозицией революции котом потом
00:23:44
который потом всегда я голосовала
00:23:46
вот имена как-то так консервативно или
00:23:48
оппозиционная французской республики но
00:23:51
сама вандее была неоднородной потому что
00:23:53
если северная вандея приморское вандея
00:23:57
она поднялась бретань то вот южная
00:24:00
вандея она осталась условно говоря синий
00:24:03
синий и белый
00:24:05
это как у нас в стране красный белый а
00:24:07
во франции это синее
00:24:08
белые синие это республиканцы по цвету
00:24:11
мундиров национальной гвардии регулярных
00:24:14
войск которые они носили белые это
00:24:16
вандой цена изначально просто повод
00:24:18
белые тряпки там полотну которая не
00:24:20
прижились запомнить синие за париж
00:24:23
республиканцы белые за ванды но это 5
00:24:26
условно потому что сама вандея
00:24:27
окажется разделенной на белую и синюю и
00:24:30
вот это вот разделении будет и в
00:24:32
дальнейшем проявляться
00:24:33
протяжении топ 20 века тоже потому что
00:24:36
даже вот те это как правило точку зрения
00:24:39
разделяют историки живущие в андрее
00:24:42
и вот допустим один из историков которые
00:24:44
изучал мотивы голосования вот электорат
00:24:46
и
00:24:47
начиная от французской революции до 2002
00:24:50
года вот он как раз посмотрел что далеко не
00:24:52
всегда вандой было однородна и часть в
00:24:54
андрей голосовала за левых часть за
00:24:56
правах а вы сейчас уже
00:24:58
вам бойцы в массе своей все
00:25:00
республиканцы и голосуют они вот именно
00:25:02
за республиканских кандидатов мы в
00:25:04
принципе как и остальная франция вот
00:25:06
термин сам по себе все таки
00:25:07
действительно вы абсолютно правы нужно
00:25:10
понимать в таком уж и сам толкование
00:25:12
потому что я не хочу чтобы сложилось
00:25:16
представление отнюдь и о том что
00:25:18
исключительно казачий области были то
00:25:20
есть самой классической вандее да вот
00:25:22
примеру в начале 90-х годов у нас в
00:25:26
историографии наши отечественные
00:25:28
гражданской войны вышел один очень такой
00:25:32
полный сборник документов
00:25:34
который назывался тамбовская вандея
00:25:37
тамбовская вандея аналогичные историки
00:25:41
очень многие употребляют это слово
00:25:42
сочетание к сибирской ванды это
00:25:44
западно-сибирское восстание расслабься и
00:25:46
первого года здесь мы видим уже
00:25:48
действительно да да да мы видим уже
00:25:50
действительно раскол не только по
00:25:52
принципу свой-чужой пришлой местный но
00:25:55
еще и по принципу местные против местных
00:25:58
уже в зависимости от того какого
00:26:01
социальный статус они имеют хотя конечно
00:26:03
нужно безусловно вас согласится с тем
00:26:05
тезисом что
00:26:07
но определенная степень отсталости хотя
00:26:10
наверное этот термин лучше взять все
00:26:11
таки в кавычках на отсталость
00:26:14
в каком смысле слова до влияло на
00:26:17
представление о том какой должна быть
00:26:21
страна какой должен быть мироустройства
00:26:23
то есть это должно быть обязательно мир
00:26:25
устройство по принципу бог на небе цель
00:26:28
на земле крестьяне
00:26:30
трудятся на земле выполняют этот свой
00:26:33
долг на ну такое патриархальное
00:26:36
представление и она конечно тоже
00:26:38
присутствовал она тоже была в период
00:26:40
российской гражданской войны и конечно
00:26:42
это отнюдь не пролетарское сознание
00:26:45
возможно здесь как раз давай потому что
00:26:47
это очень к месту в то что василевич
00:26:49
говорил потому что французы уже как раз
00:26:51
на понятно богу богово кесарю кесарево а
00:26:53
тот когда был введен этот декрет о
00:26:55
гражданском устройстве духовенство
00:26:57
получалось что как раз вот этот вот сам
00:26:58
принцип он и нарушался и опять таки если
00:27:01
обратиться к революции то
00:27:03
вандой да это такая антитеза анти символ
00:27:06
революции хотя в начале ты вонзается в
00:27:08
принципе подержали вот эти перемены как
00:27:11
и вся фото франции наверное в надежде на
00:27:13
что они поддержали вот эти вот декреты
00:27:16
вот это ликовали об отречении николай 2
00:27:19
или реакции вот казачьих областей это
00:27:24
уже когда казнь короля то это 90 до
00:27:26
событий сливки перелом до 89 у йорга
00:27:30
раньше
00:27:31
но потом оказалось наступает вот это вот
00:27:34
постепенное охлаждение и разочарование в
00:27:37
том что вот эти вот декларированы и
00:27:39
принципы свобода равенство братство и всеобщего
00:27:41
счастья они оказались вот хорошими
00:27:44
действующими только на бумаге
00:27:45
а в жизни ты все совершенно иначе и
00:27:48
поэтому когда говорят о причинах войны
00:27:50
тут же тоже все очень неоднозначны и
00:27:53
большинство современных французских
00:27:54
историков говорят что вот причина
00:27:57
главной войны это такая ситуация
00:27:59
всеобщего отчаяния вот абсолютного
00:28:02
такого крушения каких-то на диалоги и
00:28:05
разложи название даже вот как
00:28:06
французский такой термин современный
00:28:08
может быть на любой то есть достала
00:28:12
надоело вот допекла во просто и вся вот
00:28:15
эта ситуация она спровоцировала вот это
00:28:17
восстание на который кстати власти
00:28:19
поначалу не обратили может быть должного
00:28:22
внимания
00:28:23
и собственно почему и власти наверное
00:28:25
допустили что вот это восстание
00:28:28
переросло в вот такое грандиозные
00:28:31
события с таким огромным количеством
00:28:32
жертв но вот может быть действительно мы
00:28:35
здесь нащупали эта точка невозврата я и
00:28:37
немножечко по-другому обозначу это
00:28:39
принуждение их нужно выполнению каких-то
00:28:42
определенных повезло участвовать военных
00:28:44
курсе повитухи
00:28:45
если мы берем нашу гражданскую войну то
00:28:47
это точка невозврата безусловно компед и
00:28:49
продразверстка и военный призыв тоже
00:28:53
кстати потому что он очень часто
00:28:54
использовался при подготовке местными
00:28:58
там подпольными структурами офицеров
00:29:00
кстати вот это классические белые до
00:29:02
использовали недовольство крестьян для
00:29:04
того мобилизации в армию в красную для
00:29:07
того чтобы их поднять классический
00:29:09
пример ижевска воткинское восстание
00:29:11
рабочие правда не крестьяне вот но тоже
00:29:13
такие достаточно консервативны и по
00:29:15
своим настроением
00:29:16
их поднимают и они уже все они уже вот
00:29:19
встали на этот путь противостояние с
00:29:21
советской властью с большевиками и ну
00:29:23
собственно являются самыми такими
00:29:26
прочными самыми устойчивыми
00:29:28
формированиями в армии колчака как
00:29:30
известно
00:29:34
колчак александр васильевич
00:29:37
военный и политический деятель ученый
00:29:39
океанограф полярный исследователь
00:29:42
адмирал руководитель белого движения в
00:29:45
ноябре 1918 года по решению совета
00:29:49
министров был произведен полные адмиралы
00:29:51
ему было передано осуществление
00:29:54
верховной государственной власти и
00:29:56
присвоено название
00:29:57
верховного правителя россии и верховного
00:30:00
главнокомандующего русской армией вот
00:30:07
наверно вот это действительно то чего не
00:30:09
возврата в той другой истории такое
00:30:11
шприц 5 важный момент и качественно до
00:30:14
что а что произошло что собственно
00:30:16
говоря вот задала вот эту траекторию
00:30:18
невозврата
00:30:19
а происходит то что нами родителями не
00:30:22
может не произойти потому что любая
00:30:24
власть
00:30:25
если уж она хочет утвердиться она
00:30:27
использует элемент принуждения и вопрос
00:30:31
насколько этот элемент принуждения будет
00:30:32
восприниматься местным населением если
00:30:35
принуждают ради и мировой революции то
00:30:37
это может быть и не понятно если
00:30:39
принуждают ради того чтобы вот не знаю
00:30:42
там были бы какие-то свои собственные
00:30:43
привилегии на у ленина то называл milka
00:30:46
буржуазными такими
00:30:47
мечтаниями то может быть за этого его
00:30:50
эти пойдут то есть нужно дать
00:30:53
вот условно говоря то чтобы ощущалась
00:30:55
вот так вот материально для крестьян это
00:30:57
очень важно да имя для крестьян в
00:30:59
отличие от рабочих от пролетариев и
00:31:02
опять же вот выполнение этих повинности
00:31:05
которые в ряде регионов может быть будет
00:31:09
осуществляться с определенной степенью
00:31:12
поддержки а в ряде регионов это вызовет
00:31:14
непримиримое сопротивление почему потому
00:31:18
что любая власть
00:31:19
что красное что белые их не устраивала
00:31:21
потому что она требовала при наведении
00:31:23
он требовал принуждения город хочет
00:31:25
взять у нас хлеб взамен ничего не даёт
00:31:28
взамен дает какие-то пустые обещания
00:31:31
почему мы должны эту власть поддерживать
00:31:33
так наверно а вот применимая к
00:31:35
французской тематике вот мы говорили уже
00:31:36
ленин ленин во франции наверное такое же
00:31:39
знаковые имя
00:31:40
жан-жак руссо
00:31:44
жан-жак руссо
00:31:46
философ писатель и мыслитель эпохи
00:31:49
просвещения виднейший представитель
00:31:52
сентиментализма его называют предтечей
00:31:55
великой французской революции
00:31:56
проповедовал возврат к природе и
00:31:59
призывал к установлению полного
00:32:01
социального равенства
00:32:03
[музыка]
00:32:06
когда вы спрашивали что же делать с теми
00:32:09
людьми которые не хотят быть счастливыми
00:32:10
вот в описанным вами царствия свободы и
00:32:13
он только миролюбиво улыбаясь говорил
00:32:15
придется заставить
00:32:16
и собственно вот это вот сознательное
00:32:19
осчастливили вание народа якобинцы
00:32:23
и будут применять до них уже не помню
00:32:26
уже народ надо что народ либо надо ну
00:32:28
изменить народ а если он не меняется то
00:32:30
надо народ просто уничтожить а чтобы его
00:32:33
уничтожить надо просто его обвинить в
00:32:35
том что это контрреволюционеры что они
00:32:37
даже не люди потому что собственно вот
00:32:39
такая же пропаганда она и будет
00:32:41
развернуто что это не будешь их надо
00:32:44
уничтожать что они не достойны вообще
00:32:46
жить на этой земле а для вонзается в
00:32:49
другой страны вот василь jeans говорила
00:32:50
материальном факторе для вандой cypher
00:32:52
будет важен прежде всего вот этот фактор
00:32:54
лиги религиозный потому что для них это
00:32:56
война эта священная война и они будут
00:32:59
идти на войну и погибать потому что им
00:33:02
обещано царство небесное царство божье и
00:33:06
более того они же пола мы полагали
00:33:09
ну или опять таки священники понятно не
00:33:11
потом тоже будут хорошо пропаганду это
00:33:13
развивать что если вы больше претерпите
00:33:16
страданий то это значит больше гарантий
00:33:19
что вы как раз воскресните к новой жизни и даже
00:33:22
вернетесь еще содержание реальных пробуй
00:33:24
да и их же например когда расстреливали
00:33:27
а там же массовые казни проводили часто
00:33:29
ну и массовые затопления вообще ужасно
00:33:32
химическое оружие пытались применять газ
00:33:36
до этого не дошло но скульптура
00:33:39
вот этого химик который предложил эту
00:33:41
меру она до сих пор находится в одной из
00:33:44
ниш на городской ратуше париже генерал
00:33:47
чурова который собственно направит туда
00:33:49
адские колонны вот эти вот 12 колонн
00:33:52
которые будут просто проводить политику
00:33:54
выжженной земли геноцида против местного
00:33:57
населения когда уже восстанет и будет
00:33:59
подавали той женщины дети старики там до
00:34:02
четверти населения о потерях может быть
00:34:05
мы поговорим вот имя генерала тирану на
00:34:07
триумфальной арки как наполеоновский
00:34:11
генерал как достойный французский
00:34:13
уважаемый человека для владельцев это
00:34:15
палач но в англии ты как раз просили
00:34:18
вынули обращались к своим палачам с
00:34:21
просьбой расстреливать их по одному вот
00:34:23
для того чтобы претерпеть больше и
00:34:25
страданий как показатель ну или как
00:34:27
возможность вот гарантирования получить
00:34:30
вот эти заслуги перед богом жестокость
00:34:33
была действительно чрезвычайно причина
00:34:35
как со мною для такой злой скинни даже
00:34:38
там был момент когда вот ванды its и они
00:34:41
оказались перед выбором когда они должны
00:34:43
были перебираться через луару
00:34:45
что делать с пятью тысячами пленных и
00:34:47
они их отпустили они их отпустили а
00:34:50
республиканцы в ответ они не применяли
00:34:53
вот подобных каких-то мира снисхождения
00:34:56
потому что они говорили что надо убивать
00:34:57
не только людей которые взяли в руки
00:34:59
оружие надо убивать
00:35:00
потенциальных врагов то есть надо
00:35:02
убивать детей надо убивать
00:35:03
женщина добивать старец они все
00:35:05
потенциального вандой c вроде все враги
00:35:08
они не люди случилось что ну я не знаю
00:35:11
это формате какой-то реляционные логике
00:35:13
был какой-то этой росой подход то есть
00:35:18
считали что вся ванды это вот
00:35:21
потенциальные враги
00:35:22
да это недочеловеки это вот враги
00:35:25
контрреволюционеры которых просто надо
00:35:27
уничтожить на корню и так и говорить не
00:35:32
родили больше детей чтобы вы прямо так и
00:35:34
то есть это геноцид вот вот по этой
00:35:37
причине колы время сша признается до
00:35:40
признания этих событий геноцида в
00:35:42
российской ванды было что-то по мы не
00:35:44
приходит на голову уже немножечко даже
00:35:46
такой совершенно другой противоположные
00:35:50
по географическому расположению пример
00:35:53
это север северный губернии печорский
00:35:56
край в частности казалось бы в общем
00:35:59
достаточно далёких стать весьма весьма
00:36:01
консервативный тоже по сравнению с
00:36:04
москвы и петрограда и проруби
00:36:08
зимние проруби зимой 18 19 19 20 годов
00:36:14
которые на 2 не заполняли трупами
00:36:18
местное население причем и красные
00:36:21
партизаны были
00:36:22
и белые партизаны кстати тоже вот
00:36:26
собственно
00:36:27
белая армия генерала миллера
00:36:30
[музыка]
00:36:33
миллер евгений людвиг карлович русский
00:36:36
военачальник генерал-лейтенант
00:36:38
руководитель белого движения на севере
00:36:41
россии в 1919 двадцатом годах
00:36:45
главнокомандующий всеми сухопутными и
00:36:47
морскими вооруженными силами россии
00:36:50
действовавшими против советской власти
00:36:52
на северном фронте
00:36:56
и вот эти белые партизаны они составляют
00:37:01
основу северный добровольческой армии не
00:37:04
рала миллера но как они мстят
00:37:06
своим же бывшим односельчанам то есть
00:37:09
вот эти вот проруби на 2 не
00:37:10
которые заполняются трупами потом весна
00:37:14
вскрывается реки вскрывается лед и вот
00:37:17
это все ужасные свидетели не мы уже
00:37:20
свидетели от этого в данном случае
00:37:24
красновато может быть белого террора они
00:37:27
плывут по течению реки их выносит на
00:37:30
берег
00:37:31
их даже никто не хоронят самом деле
00:37:33
жестокость была с обеих сторон
00:37:34
но допустим в нынешней франции ведь там
00:37:37
же еще со времен вот собственно тех
00:37:39
самых потом в годы третье республики в
00:37:41
19-ом веке вот эта идея только
00:37:43
укреплялась что ванды и ци это вот
00:37:45
контрреволюционеры которые действовали
00:37:47
под предводительством духовенство такого
00:37:50
же контроля ционного и дворянство то
00:37:53
есть республика она не могла признать
00:37:55
что она варрот боролась вот против
00:37:57
крестьян против собственно того народа
00:37:59
во имя которого это революция и
00:38:02
затевалось
00:38:03
и поэтому потом получится вот о чем
00:38:05
пишет ренальд сша от геноцида коми мориц
00:38:08
еду memory цитата что это и нацией с
00:38:12
против исторической памяти
00:38:14
геноцид против исторической памяти то и
00:38:16
стремление предать забвению вот эту
00:38:19
ситуацию и когда вопрос о том кто палачи
00:38:21
а кто жертвы он трактуется абсолютно не
00:38:24
однозначно собственного индейцами и
00:38:26
республиканцами
00:38:27
ну и даже в современной франции в
00:38:29
основном памятники ведь они ставятся
00:38:30
кому республиканцам то есть они
00:38:33
воспринимаются как мученики а вандой ци
00:38:35
это как вот звери жестокие и убийцы для
00:38:39
владельцев понятна ситуация обратная они
00:38:41
мученики а республиканцы это палачи а
00:38:44
количество жертв
00:38:45
она ведь до сих пор вопрос очень
00:38:47
дискуссионный и по количеству армии
00:38:49
который там действовали у ванды и софтом
00:38:51
до 80000 у республиканцев
00:38:54
130 примерно тысяч жертв до сих пор
00:38:58
подсчеты очень неоднозначный тот же саше
00:39:01
приводится просто 17000 другие
00:39:03
современные историки говорят что гораздо
00:39:05
больше 143 доводит до 200 тысяч
00:39:07
некоторые даже до пятисот шестисот
00:39:10
от 800 тысяч нос и плюс очень похожая
00:39:14
ситуация аналогичная по демографии
00:39:16
гражданской войны точных потери
00:39:19
до сих пор не известно и вряд ли будет
00:39:21
известна как далеко не потому что
00:39:23
невозможно просто не знаем стекло вот
00:39:26
французы начали делать статистику когда
00:39:28
наполеон
00:39:29
он же очень много сделать потом для воды
00:39:32
и для ну потому и сначала как раз 99 год
00:39:36
он тоже столкнется вновь с этой
00:39:38
проблемой вот в британии как раз шла не
00:39:40
о чем будет писать бальзак он и военный
00:39:45
противостоит потом пытается этих людей в
00:39:47
армию включить кого-то отправляют ссылки
00:39:51
там по колонии
00:39:52
а потом уже на plywood пытается в индию
00:39:54
умиротворить и сюда как раз идут особые
00:39:58
субсидии какие-то дотации
00:40:00
помощь дома начинают отстраиваться
00:40:03
появляются вот эти имперские города и
00:40:05
как раз вот столице ванды и город ля рош
00:40:07
сырье нам как раз очень много будет
00:40:09
обязан именно наполеону ну и потом
00:40:11
собственно дальше уже власти будут
00:40:14
пытаться ванды по крайней мере
00:40:15
материально вот как то так
00:40:17
заберите успокоить ну здесь нам прошлось
00:40:21
провели снипам отмена продрал
00:40:23
организованного 1 год
00:40:25
ну и и уж если о казаках говорить
00:40:28
создание например казачий секции при
00:40:30
вцик и в двадцатом году как некий
00:40:34
противовес тому самому декрету
00:40:37
расказачивания
00:40:38
и встреча казаков делегатов ну красных
00:40:41
казаков естественно с калининым лениным
00:40:45
это начало двадцатого года итак раз уже
00:40:48
окончательное поражение деникина и
00:40:50
попытка вот условно говоря расколоть вот
00:40:53
эту вот единую казачью антисоветскую
00:40:56
систему до привлекая на свою сторону
00:41:00
казаков в частности в двадцатом году это
00:41:02
будет еще использована время
00:41:04
советско-польской войны когда довольно
00:41:06
много даже вот если вспоминать литературные
00:41:08
произведения тихий дон шолохова мелихов
00:41:12
уже потом на польский фронт уходе это не
00:41:14
случайно не случайно не случайно
00:41:16
объявляют амнистию включают состав
00:41:20
1 2 конный вот те части которые сдаются
00:41:23
под новороссийском бывшие бела казаки
00:41:25
они воюют на польском фронте достаточно
00:41:28
хорошо но
00:41:29
но что при этом как только они
00:41:32
поворачивают на в ранге левский фронт
00:41:34
вот судьба того же григория мелехова
00:41:36
его уже на в ранге левский фронт не
00:41:38
берут почему потому что там свои там
00:41:41
донской корпус умирал абрамова
00:41:43
если они с ними встретятся то очень
00:41:45
большой вопрос они перейдут ли они на
00:41:46
сторону ранголи опять не будет ли вот
00:41:49
это вот постоянного перехода но против
00:41:51
польских улан они в общем то действовали
00:41:54
достаточно
00:41:55
это проблематика свои и чужие но
00:41:58
смотрите все таки ну русская вандея
00:42:01
формате гражданской войны завершилась
00:42:04
вместе с гражданской войны а во франции
00:42:06
была первой вандее 2 воды третье то есть
00:42:09
во франции они считают там было пять
00:42:11
граждан войн в английских и вот таких 3
00:42:14
изданий вандой то есть первые это как
00:42:16
раз 18 век вот эти вот грандиозные
00:42:20
трагические события этой великой райна
00:42:22
как они ее называют потом во время 100
00:42:25
дней попытка вновь поднять ванды и но
00:42:28
там как раз ничего не получилось и
00:42:30
третий такой рубеж это 1832 год то о чем
00:42:33
я говорил и после июльской революции во
00:42:35
франции герцогинь иберийской который во
00:42:37
многом начитавшись романов вальтера
00:42:39
скотта да вот такая экзальтированно
00:42:41
особо взбалмошная она решила поднять вот
00:42:45
это восстание причем там все тоже было
00:42:47
по-настоящему и ольги тернист и которые
00:42:50
имели такую душу
00:42:51
заговорщиков они жили в плену иллюзии и
00:42:54
считали что как только герцогинь
00:42:55
иберийская окажется вандее анна акана
00:42:58
окажется сначала в марселе
00:42:59
то есть я вот территории вся область за
00:43:02
ней поднимется этого не произошло там
00:43:04
были истории вот в духе тех самых
00:43:07
историй той войны когда там тоже женщины
00:43:10
участвовали в движении наряду с мужьями
00:43:13
и здесь тоже самое и если вот любого мы
00:43:18
говорили бальзака вот об этой банды и
00:43:20
тоже много писали ну а не писал очень
00:43:22
много александр дюма
00:43:23
авантель 32 года который был не только
00:43:25
писателем тогда он только начинал свою
00:43:27
карьеру писателя а он был отправлен как
00:43:29
инспектор как раз в англию да как
00:43:33
инспектор вандой накануне этого
00:43:34
восстания и вот он как раз советовал для
00:43:36
того чтобы предотвратить в астане и
00:43:38
прежде всего заниматься этим регионом
00:43:40
строить железные дороги для того чтобы
00:43:43
это не была какая-то вот отсталой дикой
00:43:45
отдаленной провинции куда цивилизации не
00:43:47
доходит а чтобы это территория была
00:43:49
интегрирована во францию и прекратила
00:43:53
вот испытывать какие-то такие тенденции
00:43:55
сепаратистскими ли какие то она кстати
00:43:58
очень очень продуктивный прием потому
00:44:00
что условно говоря чтобы привлечь на
00:44:04
свою сторону вот эту непримиримую
00:44:06
региональную оппозицию можно ее
00:44:08
подкупить например на можно направить
00:44:12
какие-то бюджетные вливания вот вот вот
00:44:14
ярко выраженный оппозиционный регион и
00:44:17
глядишь там может быть через 5-10 20 лет
00:44:20
он станет из оппозиционного наоборот самым таким
00:44:23
предложением на граждан и хотя в это
00:44:27
удивительное добровольное но это уже
00:44:29
одно это вопрос за века рукам конечно
00:44:31
это еще вопрос исторической памяти
00:44:33
потому что все равно на стаю она была
00:44:35
крепкая как распадается а не с одной
00:44:37
стороны
00:44:38
материальные получали очень существенные
00:44:40
различные вот различную помощи стороны
00:44:43
государства но с другой стороны они
00:44:44
говорили о неблагодарности бурбонов
00:44:47
именно в контексте исторической памяти
00:44:49
то есть память она как раз сохраняет
00:44:51
воспоминание о республиканцев вот об
00:44:54
этой стране ноги и у памяти в английской
00:44:56
в национальном масштабе так а вот не
00:45:01
знаю у нас нет такого прибора чтобы
00:45:02
измерять градус исторической памяти
00:45:05
но все-таки если сравнивать вот францию
00:45:08
и россию по поводу даже сформулировать
00:45:12
память ли вас тех что ли да вот где
00:45:15
крепче воспоминания
00:45:18
вот наши области казачьи они помнят об
00:45:22
этом помнят
00:45:24
у конечно ну достаточно к примеру
00:45:26
вспомнить в этой связи
00:45:28
замечательный памятник момент который
00:45:31
установлен перед храмом войсковым
00:45:33
собором новочеркасске
00:45:35
храм вознесения господня это как раз
00:45:37
храм ну такой тоже своеобразный символ
00:45:41
донского казачества он был освещенный в
00:45:45
нем начались богослужения буквально там
00:45:46
ну за несколько лет вода уже первой
00:45:50
мировой войны и гражданской войны и вот
00:45:52
прежде чем храм стоит памятник правда он
00:45:55
поставлен уже в 90 е годы был на
00:45:58
памятник очень символичный православный
00:46:01
крест казачка и вот воспитанник наверное
00:46:07
казачьего такого кадетского корпуса
00:46:10
молодой казаченок который идет вперед и
00:46:15
куда он идет что и у него будущем что
00:46:19
его ждет ждет ли его там смерть от
00:46:21
большие skype ли ждет ли его изгнания
00:46:24
чужбина ждет ли его там не знаю может быть
00:46:26
служба в рядах первой конной армии но
00:46:29
вот факт тот что вот эта мать земля и
00:46:33
православная вера то что действительно
00:46:35
является то все же видеть исторический
00:46:39
мне кажется даже больше потому что может
00:46:42
быть как то вот у нас эта проблема она
00:46:44
широко дискутируется в обществе в такой
00:46:46
в массовом сознании
00:46:47
а для французов это не только проблема
00:46:49
общественная но это еще и спор и
00:46:51
историографический потому что если у нас
00:46:54
может быть как то среди историков
00:46:55
какой-то консенсус есть то вот среди
00:46:57
французских историков от этого
00:46:59
консенсуса относительно вандой не только
00:47:03
в тоже как-то не особенно наблюдаю это
00:47:06
очень рада назвать конце вы знаете все
00:47:09
таки вот отмечу что наверное среди историков
00:47:11
гораздо больше возможностей договориться
00:47:13
чем среди публицистов потому что
00:47:16
постоянно вот эта звезда еды важно это
00:47:20
дает о себе знать
00:47:21
к сожалению очень легковесные оценки
00:47:23
которые дают там красным белым без
00:47:26
исторического контекста без принципа
00:47:28
историзма за которых стать ленин очень
00:47:30
очень активно выступал вот переносятся
00:47:33
оценки современные в прошлое прошлые
00:47:36
оценки переносятся в современность и вот
00:47:38
здесь мы видим уже такой вот ну
00:47:40
разгорающейся конфликт до на самом деле
00:47:45
на самом деле все таки важнее наверное
00:47:48
то что безусловно память нужно сейчас
00:47:51
как раз это уже реально идут разговоры о
00:47:55
создании института исторической памяти
00:47:58
структуры которые похожи и может быть на
00:48:01
многие европейские структуры
00:48:02
потому что если российскую или региона
00:48:06
или общероссийского прежде всего ну и в
00:48:09
региональном масштабе это тоже думаю
00:48:11
будет востребована потому что это важно
00:48:13
это важно не только с точки зрения там
00:48:15
согласие примирения красных и белых
00:48:17
это важно с точки зрения более
00:48:19
взвешенного понимания вообще события
00:48:22
столетней давности понимание того что мы
00:48:26
не можем эти события просто так
00:48:28
перечеркнуть вычеркнуть и забыть что они
00:48:31
постоянно будут о себе напоминать
00:48:32
и если мы хотим
00:48:35
говорить о какой-то национальной
00:48:37
идентичности то это национальная
00:48:39
идентичность невозможно на какой-то
00:48:41
одной определенной стороне собственно
00:48:43
французов тоже с от ужаса чайный рынок
00:48:45
сша говорит и он является президентом
00:48:47
ассоциации память о будущем то есть вот
00:48:49
те же самые процессы и он говорит о том
00:48:51
что пока мы не договоримся о нашем
00:48:53
прошлом
00:48:54
которые нас так раздирает мы не
00:48:56
преодолеем все эти проблемы и не
00:48:58
построим вот нормальный какое-то
00:49:00
государство не придем к компромиссу то
00:49:02
есть вот это прошлое она переходит
00:49:04
постоянно больше значит получается что и
00:49:07
российское казачий ванды и французское
00:49:10
ванда изначально это все-таки про
00:49:13
будущее во много в том числе про будущее
00:49:16
прошлое пройдено но ванды это про
00:49:18
будущее потому что тебя про будущем тем
00:49:21
более такая да можно подставить
00:49:24
ну что ж спасибо большое мне кажется что
00:49:26
мы нашли сегодня какой-то очень важную
00:49:28
тему для всех и для французов и для нас
00:49:33
смотрите программу из триады
00:49:37
[музыка]

Описание:

365 дней ТВ представляет | Историада | Выпуск № 55 «Вандея» французская и русская Подписывайтесь на канал https://www.youtube.com/user/365DAYonTV?sub_confirmation=1 В стихотворении и одноимённой песни Булата Окуджавы «Сентиментальный вальс» есть такие запоминающиеся слова: «Я всё равно паду на той, на той единственной гражданской…». Понятно, что речь идет о Гражданской войне в России. А для каждого народа и каждой страны, пережившей гражданскую войну, она представляется той самой, единственной. Однако таких стран и таких войн было несколько, и все они – гражданские. И сегодня нашим гостям пришла на ум замечательная идея сравнить две послереволюционные гражданские войны – в России и во Франции. Что, с чем и зачем сравнивать в этом случае мы и обсудим в студии Историады с Натальей Таньшиной и Василием Цветковым. Официальный сайт: https://www.365days.ru/ 365 дней ТВ в соц.сетях: ВКонтакте: https://vk.com/tv365days Одноклассники: https://ok.ru/tv365days

Готовим варианты загрузки

popular icon
Популярные
hd icon
HD видео
audio icon
Только звук
total icon
Все форматы
* — Если видео проигрывается в новой вкладке, перейдите в неё, а затем кликните по видео правой кнопкой мыши и выберите пункт "Сохранить видео как..."
** — Ссылка предназначенная для онлайн воспроизведения в специализированных плеерах

Вопросы о скачивании видео

mobile menu iconКак можно скачать видео "«Вандея» французская и русская"?mobile menu icon

  • Сайт http://unidownloader.com/ — лучший способ скачать видео или отдельно аудиодорожку, если хочется обойтись без установки программ и расширений. Расширение UDL Helper — удобная кнопка, которая органично встраивается на сайты YouTube, Instagram и OK.ru для быстрого скачивания контента.

  • Программа UDL Client (для Windows) — самое мощное решение, поддерживающее более 900 сайтов, социальных сетей и видеохостингов, а также любое качество видео, которое доступно в источнике.

  • UDL Lite — представляет собой удобный доступ к сайту с мобильного устройства. С его помощью вы можете легко скачивать видео прямо на смартфон.

mobile menu iconКакой формат видео "«Вандея» французская и русская" выбрать?mobile menu icon

  • Наилучшее качество имеют форматы FullHD (1080p), 2K (1440p), 4K (2160p) и 8K (4320p). Чем больше разрешение вашего экрана, тем выше должно быть качество видео. Однако следует учесть и другие факторы: скорость скачивания, количество свободного места, а также производительность устройства при воспроизведении.

mobile menu iconПочему компьютер зависает при загрузке видео "«Вандея» французская и русская"?mobile menu icon

  • Полностью зависать браузер/компьютер не должен! Если это произошло, просьба сообщить об этом, указав ссылку на видео. Иногда видео нельзя скачать напрямую в подходящем формате, поэтому мы добавили возможность конвертации файла в нужный формат. В отдельных случаях этот процесс может активно использовать ресурсы компьютера.

mobile menu iconКак скачать видео "«Вандея» французская и русская" на телефон?mobile menu icon

  • Вы можете скачать видео на свой смартфон с помощью сайта или pwa-приложения UDL Lite. Также есть возможность отправить ссылку на скачивание через QR-код с помощью расширения UDL Helper.

mobile menu iconКак скачать аудиодорожку (музыку) в MP3 "«Вандея» французская и русская"?mobile menu icon

  • Самый удобный способ — воспользоваться программой UDL Client, которая поддерживает конвертацию видео в формат MP3. В некоторых случаях MP3 можно скачать и через расширение UDL Helper.

mobile menu iconКак сохранить кадр из видео "«Вандея» французская и русская"?mobile menu icon

  • Эта функция доступна в расширении UDL Helper. Убедитесь, что в настройках отмечен пункт «Отображать кнопку сохранения скриншота из видео». В правом нижнем углу плеера левее иконки «Настройки» должна появиться иконка камеры, по нажатию на которую текущий кадр из видео будет сохранён на ваш компьютер в формате JPEG.

mobile menu iconСколько это всё стоит?mobile menu icon

  • Нисколько. Наши сервисы абсолютно бесплатны для всех пользователей. Здесь нет PRO подписок, нет ограничений на количество или максимальную длину скачиваемого видео.