background top icon
background center wave icon
background filled rhombus icon
background two lines icon
background stroke rhombus icon

Скачать "Дробышевский. "Глюки" нашего мозга и их последствия для цивилизации"

input logo icon
"videoThumbnail Дробышевский. "Глюки" нашего мозга и их последствия для цивилизации
Оглавление
|

Оглавление

0:55
Что такое самосознание и как его обнаружить?
3:36
Обряды погребения у людей и животных. "Мы помним о дедушке"
10:20
Когда люди начали во что-то верить?
13:05
Как строились первые храмы?
15:57
Когда люди почувствовали себя отдельным видом? Спонтанное скрещивание
19:07
Почему мораль старше религии?
23:29
Наскальная живопись как средство самовыражения
26:21
Модификации тела как маркер идентичности
32:41
Шаманизм - профессия или болезнь?
39:56
Религия как "глюк" мозга
45:00
Как появляются ритуалы?
48:45
Для чего нам праздники?
53:06
Труд и отдых наших предков. Когда жить стало сложнее?
59:45
Государство без альтернатив
1:03:13
Блиц
1:05:18
"Что почитать?" от Станислава Дробышевского
1:05:58
Где борода!?
Теги видео
|

Теги видео

дробышевский
rtvi
наука
эволюция
станислав дробышевский
научпоп
разрушители мифов
антропогенез
обезьяны
человек
ученые против мифов
архэ
rtvi новости
дарвин
дробышевский станислав
мозг
глобальное потепление
человек разумный
эволюция человека
история земли
археология
антропология
теория эволюции
происхождение человека
раскопки
интервью
интересные факты
anthropology
древние цивилизации
учёные против мифов
дробышевский видео
дробышевский интервью
религия
шаманизм
Субтитры
|

Субтитры

subtitles menu arrow
  • enАнглийский
Скачать
00:00:04
мозг настолько сложный начинает глючить даже  у коровы есть осознание немножечко когда есть  
00:00:10
куча времени свободного собственно бы  и нет носить такой ручной труд можно  
00:00:15
вообще одна тетка свалить это что суд на  обычно в которой будет темно к делать не  
00:00:20
заводите голубей надо я вот все ищу как где это  озвучить вот и от вам сейчас я озвучу [музыка]
00:00:31
привет друзья это канал андерсон people и сегодня  у нас в гостях снова уже не в первый раз известный  
00:00:41
ученый антрополог станислав дробышевский станислав  добрый день как у вас дела как настроение самое  
00:00:48
главное перед интервью здравствуйте все  отлично как обычно здорово начнем вот с  
00:00:54
чего принято считать что первые религиозные  культы у древних людей начали образовываться  
00:00:59
с появлением абстрактного мышления и самосознание  что антропологи в этих понимают под самосознанием  
00:01:06
и по каким признакам определяют его наличие  или отсутствие ну самосознание это гораздо  
00:01:12
более древняя штука чем религиозные культы и  самосознание есть общем-то и у животных если  
00:01:18
взять любую там кошку или собаку но немножечко  самосознание есть самый такой простой и надежный  
00:01:24
способ выявления этого самосознания зеркальный  тест но многие наверное знают так вот можете не  
00:01:30
в курсе берется допустим собака и и краской ногу  делается как они там пятно а вот она запускается  
00:01:36
к зеркалам и вот ежели она пытается стереть пятно  значит она себя осознает значит она видит себя в  
00:01:42
окружении понимает что это именно она а не  какая-то там левая другая собака и пытается  
00:01:47
с собой что-то сделать то есть она в образе  оторванным от тебя узнает тем не менее себя  
00:01:53
знаете есть самосознание этот самый зеркальный  тест логичным образом проходит зверюшки самой  
00:01:59
большой энцефализации но та лишь самые умные  проще говоря то есть собаки не все кошки очень  
00:02:06
редко вороны какие там попугаи особо умные  слоны только им зеркало нужно дофига большое  
00:02:11
ну и очевидным образом человекообразной обезьяны  дельфины но дельфином зеркалом там сложнее но тоже  
00:02:16
можно даже у коровы и самосознание немножечко но  на тему коров я вот все еще как где это озвучить  
00:02:23
вот и вот вам сейчас я озвучу был я давеча  недавно в танзании добрые люди меня туда  
00:02:31
возили я там лекции читал их числе прочего мы  забирались на вулкану ладони лингой садовый  
00:02:37
вулкан там уникальный сетевая но для геологов а  прикол кошка и залезли 5 часов есть даже наверху  
00:02:45
нагорья который даже выше этого вулкана паслась  антилопы канна делать там нечего травы там нету  
00:02:51
там камни вот это сода везде лежит толстым слоем  то ноту все довольно ядовитая на самом деле но  
00:02:57
там красиво там прикольно и вот антилопы канна  но это такая здоровая корова с такими дорогими  
00:03:03
рогами и вот она залезла на этот гребень и там  значит втыкала на рассвет и вот это самосознание  
00:03:11
у коровы вот и она на нас смотрел в а потом пошла  еще выше забралась вот на самую самую вершину ну  
00:03:18
там делать вообще вот ничего копытным животным их  там не было сроду а вот одна там ходит потому что  
00:03:23
ей прикольно а если у нее есть чувство прекрасного  у коровы вот ну значит есть какое-то самосознание  
00:03:30
ну не в толстую потому что он себя осознает да  ну окружающей действительности осознает очень  
00:03:34
даже станислав многие антропологи связывают  появление у наших предков представления о себе  
00:03:40
как о личности с развитием обряды погребения но  при этом у тех же слонов например есть тоже что  
00:03:48
то что отдаленно ритуал погребения напоминает  получит что человек в этом не уникален на ноу  
00:03:54
спо прачкой потому что вот эта байка про то что  там сон и хоронят своих умерших на 99 процентов  
00:04:00
таки байка то есть известны случаи когда умирал  он и члены его стадо до касались его хоботами  
00:04:09
там один или два раза даже какие-то ветки сверху  кинули ну вот но это было типа там раз-два и в  
00:04:15
истории и кто-то где-то это видео и вот как мая  там байка про корову до созерцающий рассвет на  
00:04:21
ладони линга и вот такая же байка про слонов  но потом все будут гореть канны люблю любят  
00:04:26
любоваться восходом значит да это одна корова на  всю африку такая и вот со слонами такая же история  
00:04:32
а те кто с этими странами общаются регулярно  говорят что плевать они хотели на этих умерших  
00:04:37
нравится он все ушли то есть иногда там супер  какие-то интеллектуальные смогли дать что-то у  
00:04:43
них там в мозгах там загорается лампочка ну вот но  это будет супер мега редко а то чтобы они дамочки  
00:04:49
этой ветке накидали но может случайно он там  уронил и преднамеренность этого надо еще сильно  
00:04:54
доказывать что касается человеческих погребений  но погребение это строго арене самосознание  
00:05:01
погребение это осознание личности другого индивида  но это ни о чем не говорит собственном сознании то  
00:05:09
есть то что кто то можно там помереть или жить до  это и хищники прекрасно знают иначе бы они добычи  
00:05:14
не убивали тем более что есть много культур  известно культуры где не сильно погребам но  
00:05:22
одну какие-то очень простые способы погребения и  таки очень невнятно и но особо сознание все равно  
00:05:27
все хорошо ну вот так что это один из винтиков  маленьких но он не говорит о во всем остальном  
00:05:33
ну хорошо а почему на каком этапе наши предки  вдруг решили что пора бы уже умерших родственников  
00:05:42
хранить по-человечески и они оставляют на  съедение львам ведь раньше ты их все устраивало  
00:05:48
судя по всему у нас есть самый древний пример так  даваемое санитарное погребение сиозс в испании с  
00:05:56
древностью 450 тысяч лет назад где она не просто  так санитарная потому что оно представляет себя  
00:06:01
дырку в земле 16 метров глубиной то есть с на  происхождение просто такой естественный колодец  
00:06:06
куда они сбрасывали трупы и накидали туда там 37  человек то есть когда до этого происходило до там  
00:06:14
game питекантропа исходили у них человек помирает  ну как бы упал лежит делятся они на посмотрели  
00:06:20
потыкали не шевелятся пошли дальше цену солнца  как у шимпанзе происходит ну иногда там рядом  
00:06:26
еще по тусят но в принципе шимпанзе я тоже могут  горевать об умершем да там как вспоминаете о нем  
00:06:31
потом но если там научить жестами общаться они  там вспоминают щука это время но ничего сделать  
00:06:37
не делают опять же там известного там недавно был  случай когда от шимпанзе там умершего охраняли но  
00:06:44
видимо они не поняли что он умер на самом деле  это горит они охраняли умершего что они думали  
00:06:48
что может он просто больной то есть это говорит  скорее не об их к великому интеллекте а прямо  
00:06:52
таки наоборот но вот и древние люди тоже самое  а начиная от этих символов с 450 тысяч лет он  
00:06:59
полный лена группа ряда они уже стали что-то  делать может быть это было связано с тем что  
00:07:05
они более стационарно жили там довольно богатая  среда и когда они живут достаточно долго на одном  
00:07:12
месте если человек помирает неприятность но под  ногами гниет да как-то не очень здорово вот они  
00:07:18
убрали и выкидывали в эту яму но показательно что  выкидывали туда только и тела людей всякое добычу  
00:07:26
не выкидывали пуховиков то у них там хватало  эти доли только людей значит они именно на них  
00:07:30
внимание обращали и там нету орудий там нету  костей копытных и 1 но вернее 1 1 рублю ваше  
00:07:39
лизка есть который может быть выдана vittoria  может не надо рима что в кармане уход лежал его  
00:07:43
сбросили вот само по себе наличие 30 человек до  похороненных в одном месте говорит о том что они  
00:07:49
помнили о предыдущих люди же не помирают сразу  по 30 человек там вся группа то была примерно  
00:07:54
такая же то есть вот знаете что вот эти тела там  накапливались реально десятилетиями скорее всего  
00:08:00
ну то есть человек но даже там пара па па человеку  в год помирал отдает уже 30 лет получается и  
00:08:07
скорее всего речь гораздо но при численности  групп от 15 человек допустим 30 человек было  
00:08:13
но они будут выбирать там росли на и в десять лет  допустим это значит что когда помирал следующие  
00:08:18
они помнили что опять 10 лет назад умирал  предыдущий и они его утащили уступе чару бро  
00:08:24
или то есть знаете что они помнили о предыдущем  десятилетиями скорее всего 0 по крайне мере годами  
00:08:30
прошу но они вспомнили вот значит предыдущие там  был да там кого не дедушка а теперь там кто-то  
00:08:36
еще умер значит делаем так же как с дедушкой мы  помним о дедушке это потому что они были добры и  
00:08:43
помнили своих родичей предков там и так далее  а можете привести еще какие интересные примеры  
00:08:51
погребения то есть я я сказал задавай вопрос  про собственно погружение в землю закопает  
00:08:57
земли сжигания вы сказали про то что сбрасывали  в яму какие-то еще способы существовали ну первое  
00:09:04
просто бросание в яму где там они даже ничего не  копали до но это вот 45 лет а порядка 100 тысяч  
00:09:11
лет назад может чуть пораньше появляются грунтовые  погребения скорее всего были другие только ну как  
00:09:16
у нас этнографический там каких то вариантов нету  и водное погребение древесная да там воздушная  
00:09:22
эта ветка подвешивать и просто на землю положить  ее потом какие там пиццы съедят и четко там не  
00:09:28
бывает он сжигание да но почти все эти варианты  мы увидеть не можем самом деле потому что но если  
00:09:35
это вводное погребение положили на какой там плод  и отправили по речке и как вы поймете что он по  
00:09:40
речке ну допустим есть у нас там рука найденной  от неандертальца там одном месте вот в речных  
00:09:47
отложениях от рика и в реке рука да там три кость  если не приближаться к здоровой а левая накачанная  
00:09:54
рука вот может быть это водное погребение а может  он просто где и там умер и его там размыло да там  
00:10:00
этой водой это неопределимое если это как они там  древесное погребение или просто на поверхности  
00:10:05
земли опять же мы это никак не поймем если честно  то есть ну найдем и эти кости доп среди там тундры  
00:10:11
какой-нибудь и как мы пойдем это погребение в  не погребения не очевидно очень и размажь он  
00:10:16
сам помер что касается что касается появления  первых верований по каким косвенными ли прямым  
00:10:22
признаком антропологи определяют что человек ну  или там наш предок начал во что-то верить по не  
00:10:28
утилитарным вещам не функциональным которые не  имеют прямого практического приложения когда  
00:10:34
появляются какие-то фигушки которые сделаны  с затратой сил энергии времени там умственные  
00:10:40
проще и да а при этом нафиг не нужны вот тогда  мы начинаем задумываться что это что то такое  
00:10:46
вот мистическое но тем более когда она находится  в каком-то не очень необычном месте вызывающим  
00:10:51
какие-то необычные эмоции и древнейший такой  пример ну внятный когда не просто иди там насечки  
00:10:58
на костях разное до такой внятный это пещера во  франции древностью по 70 тысяч лет назад но вот  
00:11:08
и бруни тильтом найденное кольца выложены избитых  сталагмитов и сталактитов где внутри этих колец  
00:11:18
неандертальцы по сути что предки неандертальцев  что там еще в это время раньше жгли кости пещерных  
00:11:24
медведей до пепельного состояния и пещера глубокая  она такая не самом лучшем доступом ну то есть там  
00:11:32
в принципе пролезть можно ну вот прям на брюхе  ползти местами там в двух местах и по затопленной  
00:11:38
а там жечь что-то довольно проблематично это же  на дачку это топливо принести там будет две да  
00:11:44
там тесно довольно небольшая пещера то ну вот этим  не меня не парились и где-то две тысячи килограмм  
00:11:52
вот этих вот каменюка не наломали 2 тонны то  есть так они очень хорошо постарались ну вот  
00:11:59
выложили эти круги и жгли для пользы дела это  не нужно вот а значит что это ритуал но тот 172  
00:12:06
тысячи лет это еще предки неандертальцев а в том  же как зихи там крайне показательно что погребение  
00:12:12
сделанные у входа в пещеру и таким образом что  головы погребенных направлены внутрь пещеры а  
00:12:19
ножки наружу то есть они сориентированы там не  запад-восток север-юг да а вот сюда по направлению  
00:12:24
в пещеру чем они были менее на одной линии лежат  на не строгая более-менее в том месте где со  
00:12:31
свода пещеры падала тень сейчас там все обольюсь а  раньше там был слот можно установить и получилось  
00:12:38
что они головами как бы в темноте а ножками на  свету и тоже прямо-таки погребальная символика что  
00:12:44
вот там загробный мир там мир темноты там подними  или летом трали-вали но он фактически это моет  
00:12:49
какой-то и вот туда все умерли направлены вот по  таким вещам собственному это дело и устанавливаем  
00:12:55
вот эту ритуально либо не связаны с погребением  люблю связано с перебить но какая-то вот такая  
00:13:00
гибкость необычность до странность несуразность не  функциональность вы наверняка знаете proven самых  
00:13:06
древних если не древнейший храм кабель и т.п. он  известен и примечателен тем что был построен еще  
00:13:14
до неолитической революции каким образом нашим  предкам удавалось организовываться тогда для  
00:13:22
того чтобы сооружать такие колоссальные храмы ну и  петли теперь это уникальная вещь она единственная  
00:13:29
в своем роде и до какие-то вот эти охотники  наворотили там этих камней хотя если честно я  
00:13:35
бы еще перепроверила 10 раз датировки потому что  учитывая что это турция эта сенсация периодически  
00:13:42
китайцы что такое любят и там супер мега там  какие-то датировки дают а потом окажется там  
00:13:47
на пять тысяч лет моложе она 100 тыс лет моложе  ну вот когда это архитектурное сооружение его  
00:13:53
датировать и все крайне сложно то есть что-то там  было да но в принципе масштабные какие-то такие  
00:14:00
непонятные тоже не шибко функциональные сооружений  были до этого допустим многих лет теперь этот атом  
00:14:06
12 тысяч лет или порядок такой есть же на туфельки  там и 12 и 14 тысяч лет довольно основательно и  
00:14:14
сооружение войны войти например там тоже такой  каменную штуковину сооружена полукруглое видимо  
00:14:20
тоже виртуальная и в костенков например или  в ком чудинова на бирже речах в мезине и так  
00:14:28
называемые дома из костей мамонта вот далеко не  факт что это дома потому что там живого ходят в  
00:14:34
костюм как например нету то есть огромные сужение  там один с метра в диаметре до где куча костей  
00:14:39
мамонта нет толком ничего не орудие вот ничего  никаких следов они там жили вообще некоторые  
00:14:47
археологи считают что такое громадное сооружение  из костей но она тупо не стояла она бы как это что  
00:14:53
держаться должна вообще на чем более там паукам  и лес это не было у нее жердей то я толком не  
00:14:57
больше это шкуры поставить поэтому есть мнение  что это негатив вовсе даже и не жилище а это  
00:15:03
тоже ритуальные комплексы но они кажется сильно  скромнее по масштабу чем гибки теперь но только  
00:15:09
этом датировка 20 тысяч лет они 12 раз больше  фактически но вот так что ссср уже чуть могли  
00:15:15
и по большому счету чтобы что такое нагородить  сильно много не надо то есть если есть там не  
00:15:22
знает 50 человек и там 20 человек и они хорошенько  как бы там соберутся развеселятся мухоморов по  
00:15:29
жуют они вам за неделю и петли теперь соорудят  без проблем вот просто в костюм как там не было  
00:15:37
ли леса и ко мне ну делались костей мамонта да  вот какой материал был особо огородили где петли  
00:15:43
теперь это же турция там сухо растений тоже толком  нету мамонтов тоже нету ну тут у камней навалом  
00:15:50
ну сделали из камней вот ну конечно там большие  камни так они от души постарались ну почему бы и  
00:15:56
нет собственно у учёных есть понимание когда и в  связи с чем sapiens и начали отождествлять себя  
00:16:02
как отдельный вид живых существ они сейчас не все  начали на самом деле но существование расистов их  
00:16:11
сейчас много доказывают что не все особенности  до сих пор sapiens и ну вообще концепция вида  
00:16:18
для начала возникла строго говоря там 18 пока  материки может там пораньше да когда вот какая-то  
00:16:24
минимальная этом заводе ботаника появилась на  ботаника даже пораньше пришел поэтому король  
00:16:29
да и до него там чуть после него блюмин баф  какой-нибудь там queue и прочее вот концепция  
00:16:35
вида она как бы стала появляться и более меня как  бы оформляться но хотя даже у линнея там с этими  
00:16:41
видами никак сейчас это выделялось в таком вот  закончена научным виде современном это фактически  
00:16:49
уже в 20 веке и сейчас еще конференции проводятся  регулярно и там о проблеме вида рода там критерии  
00:16:55
трали-вали там до этом генетики чет начали мутить  последнее время самое последнее уже но это идеи  
00:17:04
которые появились с развитием науки а если мы  говорим о древних людях какие там кроманьонца  
00:17:10
неандертальцы в их концепции вида не было вообще  но они не категории иметь систематики мысль или  
00:17:17
для них какие-то сиюминутные различия могли быть  гораздо важнее вот у этого есть перо до в волосах  
00:17:23
у этого нет это гораздо важнее чем то что этот  вид там каманин дождались этого там homo sapiens и
00:17:31
даже там наличие там отсутствие подавить его  потомство я думаю их не парень ни малейшей у нас  
00:17:37
известная куча примеров когда какими-то мартышки  между собой имитируются макаки да и промежуточные  
00:17:43
виды дают или клинтом mandrill вы с манга обеими  которые в этом разные роды вот ничего плодятся  
00:17:48
без проблем без проблем и для наших предков вот  эти систематические категории не имели смысла  
00:17:55
никакого но они не были зоологами систематика me  они были практиками поэтому если шел какой-нибудь  
00:18:01
там кроманьонец по тундре и тут из-за угла него  какой там неандерталец да это другой кроманьонец  
00:18:07
вот этот первый кроманьонец он не думал этот  неандерталец total commander to lay in this а этот  
00:18:13
кроманьонец а он видел перед собой мужика с копьем  ну и вот у этого то может есть перри в голове у  
00:18:19
этого бусы в голове да но какая разница уменьшить  нафиг убьет вот либо я его убиваю либо я пытаюсь  
00:18:25
договориться до либо там ищут какое-либо там трясу  бусами пытаюсь обменяться ну вот ну если чужая  
00:18:30
тетка то это гораздо приятнее надо вы хватаете  тащить до сих пор есть куча людей которые искренне  
00:18:35
считают что современные люди это разные виды вот  у них голове такая картина мира и можно тысячу  
00:18:42
раз доказывать что там все оставляют потомство  что все это зашло эстетически совсем недавно вот  
00:18:47
они упёрлись в итоге их не переубедишь но для них  вот такая реальность существует нот и они из этого  
00:18:54
планируют свое как бы быть ее то есть ориентируясь  на то что современные люди это разные виды они вот  
00:19:01
действуют до и современные люди такие тоже есть  [музыка] и мы все-таки традиционно связываем  
00:19:08
появление системы норм и запретов с зачатками  верований но все же что появилось раньше мораль  
00:19:15
или примитивные религии очевидным образом мораль  религия она узурпировала нагло как бы своровала  
00:19:23
вот этот как бы провода распоряжаться моралью в  некоторых культурах тоже далеко не во всех нас  
00:19:29
сказать но это уже так как бы наглость некоторых  личностей а мораль добывающей на раньше потому  
00:19:36
что она есть у животных банально ну если взять  собачью стаю на волчью стаю у них есть мораль  
00:19:42
в них есть иерархия соподчинения они могут друг  другу помогать они там кормят зайдите он уж и дай  
00:19:48
нам слабых особей надо им помогают ну вот они там  имеют кита отношения кто-то кого-то любит тот кого  
00:19:53
то не любят они там между собой дерутся это собаки  но любой собачник вам это расскажет там кучу  
00:19:59
историй на эту тему и то есть у обезьян что мою  не шк обезьян и высших обезьян но если это какие  
00:20:06
шимпанзе гориллы там это практически как у людей  они тоже они могут нам ссориться друг друга любить  
00:20:12
ненавидеть там какие то там столкновения вступать  ну другое дело что они конечно не современная  
00:20:17
человеческая версия и словами они не выражают и  они гораздо меньше зацикливаются гораздо быстрее  
00:20:23
переключаются то есть они не такие занудные то  есть человек может вам наклонить обидится и так  
00:20:28
десятилетиями помнить про это да и там какой-то  злобу копить себе обезьяну так долго обычно не  
00:20:34
работает то есть вот сейчас она обиделась а завтра  они уже поднимаются одну и многие люди также очень  
00:20:39
это правильная версия так как бы сходное вот но у  людей тут первые такие следы морали они появляются  
00:20:48
где-то с появлением уже первых homo но наблюдаемое  конечно бы вот это и острова пятаков иначе бы они  
00:20:53
тупо не выжили в саванне и бы всех поубивали съели  и острова потёков мы единственно как про это знаем  
00:20:59
по маленьким каком то есть уменьшение размеров  клыков символизируют сигнализирует о том что  
00:21:05
они были по отношению друг другу добры и друг  друга и не убивали направо-налево значит могли  
00:21:12
существовать много самцова и сообщества но и мы  даже этой новелле находим 1 семейства пресловутая  
00:21:17
в африке я там группа островов единовременно  погибших там было несколько самцов ну значит  
00:21:23
они между собой уживались но это такие классные  вещи а первое такое более достоверно и внятно  
00:21:28
и свидетельства это пресловутая бабушка из  mahnisi в древности у почти 2 миллиона лет  
00:21:34
миллион восемьсот в грузии где череп с полностью  заросшими швами на черепе от и говорит что ему  
00:21:40
было лет под 80 на самом деле этому человеку  там мужчина женщина не очевидно но скорее все  
00:21:45
женщины и абсолютно без зубов правда недавно нашли  карлика шимпанзе бонобо которой в африке тоже шел  
00:21:53
совершенно без зубов никто о нем не заботился  и как-то выживала но среднем все-таки животные  
00:21:58
без зубов не живут и если человек десятилетиями  жил без зубов а там между прочим окружение было  
00:22:05
неблагоприятная мягко говоря там и саблезубый  тигр это волки-медведи кого там только не было  
00:22:09
ну от но если он десятилетиями таки таким  же значит наверное о нем заботились а это  
00:22:15
и есть мораль на другое дело что когда появились  большие сообщества в неолите и позже там появилась  
00:22:24
необходимость что искусственно поддерживать  мораль все-таки одно дело когда эта семья а  
00:22:30
2 петриков или там питекантропов неандертальцев  и кроманьонцев но они так с рождения друг друга  
00:22:35
знают и у них мораль от более-менее как будто  к устаканивается само по себе другое дело когда  
00:22:40
это производящее хозяйство и тысячи нам сотни  людей которые друг друга не знают и нужен уже  
00:22:45
какой то человек который все-таки будет держать  вывешиваем друг друга не поубивали уже к своей  
00:22:51
семье то они будут морально относиться к человеку  незнакомому может быть и не очень морально not но  
00:22:57
тут должны быть какие-то года там назидать или  иначе система разваливается ну собственно с этим  
00:23:01
связан успех некоторых религий до которые по тебя  это дело подняли и очень удачно ну стали как бы по  
00:23:10
ушам народу ездить чтобы друг друга не убивали  тех кто стали наиболее удачно ездить сплотили  
00:23:16
общества и не оказались до более успешными у нас  всех мировых религий там по пальцам пересчитать  
00:23:21
там еще останется даже на одной руке но а другие  не очень удачно это сделали ну и как-то вот не  
00:23:28
стали мировыми наверное одним из самых понятных  маркеров появления первых верования является  
00:23:33
наскальная живопись но при этом как-то в голове  не укладывается что кто-то из наших предков ходил  
00:23:41
на охоту то есть решал вопросы выживания всего  племени а кто-то в этот момент спокойно стоял  
00:23:48
и рисовал в пещер на самом деле наскальная  живопись с религии не связано вообще никак  
00:23:55
ну то есть вообще никак не связана практического  значения тоже действительно нету при этом и в этом  
00:24:02
как раз фишка есть это то самое не утилитарное  символическое поведение которое говорит о развитом  
00:24:07
мозге но не говорит о религия религия гарета глюк  как бы этой системы это побочные эффекты ошибка а  
00:24:13
искусство это тоже своем роде ошибка но в гораздо  меньшей степени это вот способность направить свою  
00:24:19
избыточную энергию еще куда-нибудь то есть это  говорит о том что мост стала настолько развитой  
00:24:23
ну чтобы решать какие-то утилитарные задачи  что он не может уже не работать то есть он  
00:24:29
настолько крутой чтобы решать какие-то вот вдруг  неожиданно возникающие задачи что он не тут не  
00:24:34
может просто зависать как вот у коровы зависит  он должен что-то продуцировать и в качестве вот  
00:24:40
этой продукции в частности появляется наскальная  живопись шума и нет но как особенно любил писать  
00:24:49
яков абрамович жир есть такой археолог вот эти  наскальные рисунки древнейшего первых в разных  
00:24:56
местах они появляются по всему независимые между  собой никак не связаны то есть это способность  
00:25:02
мозга возникало и реализовывалась независимы и  там и там и там что она как бы параллельно вот а  
00:25:07
во-вторых сплошь и рядом не всегда но очень часто  эти рисунки сделаны в каких то жутко неудобных  
00:25:13
местах то есть это не предполагалось что это  вообще кто-то будет разглядывать и там где  
00:25:18
даже сейчас допустим для туристов там расчистили  можно там выйти посмотреть раньше там в добавок  
00:25:23
огонь щель куда-то мрут запихивал сада и рисовал  это не то что все сидят и там разделывать бизона  
00:25:29
а кто-то на стене малюет бизона fix 2 вот все  сидят разделов бизона он пошел в какой-то там  
00:25:35
шкуродер залез и нарисовала бизона и никто  про это знать не знал что он это сделал вот  
00:25:40
ну иногда это могло иметь и какую-то ну такое  утилитарное давно именно и ритуальное значение  
00:25:45
когда действительно будет обряды совершались ну  вот ну там как правило не рисунки налеплены это  
00:25:51
мы с глины в пещере неё таки есть допустим быть  испании когда там фигура или налеплено яну в неё  
00:25:57
там нарисовано есть и в них там какие-то эти  копии тыкай тыкали ну и там эти просто следы  
00:26:04
от этих ударов как бы на стенке сохранились ну  этом поскольку глина это уже каким там обряда  
00:26:11
инициации то есть тут уже какая-то вроде словно  практическая ценность но не очень практическом  
00:26:17
тем не менее от живописи наскальный перейдем  к живописи нательный чарльз дарвин говорил что  
00:26:23
татуировки это один из механизмов полового отбора  при этом татуировки рисунки обнаруженные на теле  
00:26:30
мумия опцию если верить исследованиям были сделаны  не в эстетических а в медицинских целях когда  
00:26:38
и главное для чего человек начал украшать себя  татуировка татуировки это видимо довольно поздняя  
00:26:44
штука потому что татуировкам такая классическая  вот именно эта краской какой-то дотану заводе там  
00:26:51
чем таким предполагает что татуировку будет  в принципе видно но она как правило черная  
00:26:57
значит кожа должна быть более менее светлая а  нам известно что светлая кожа нравится порядка  
00:27:04
7 тысяч лет назад это очень поздние времена это  уже вот неолит и потом там не самый ранний ну это  
00:27:11
вообще уже неолит там уже медные вещи вещь у него  даже были но так что это совсем поднять и на и  
00:27:18
вообще ниочем строго говоря но до татуировки было  скарификация или шрамирование когда на темной коже  
00:27:26
делаются всякие отрезке насечки туда втирается  какая непростительная drain все это дело распухает  
00:27:32
и получается такой красивый выпуклыx рам сейчас  такое делают иногда и [ __ ] в африке иногда и  
00:27:38
не в африке вот и даже в этом дурацком фильме  черная пантера findlay не смотрел неизбежно я  
00:27:44
видел кадры из этого фильма и там тоже с кирками  там на лице там вам название какой то ходил этом  
00:27:49
не только на лице по он весь покрытый был вот тут  как раз та самая скарификации есть и она известна  
00:27:57
в ископаемом виде а что характерно потому что  вдоль них источников а это стоянка в чехии с  
00:28:03
древностью по 20 тысяч лет там 26 примерно есть  черепа только мужчин и только старше 18 лет со  
00:28:12
шрамами на макушке и на лбу но там практически  симметричная по центру лба и вот на темечке  
00:28:18
в одном месте это где-то примерно где волосы  начинаются да и 2 нет на темечке шрамы на черепе  
00:28:25
в начале когда нашли думали что это следы какие  там побоище такой там драки какие а в том когда  
00:28:30
пошел один через два черепа три черепа да это уже  не случайность у женщин этого нет у детей этого  
00:28:35
нет а там черепов много что приятно и мы можем  смотреть а у всех мужиков то есть и скарификация  
00:28:41
там вот была такая ядрёная то есть они надрезали  кожу головы но она не толстая и прямо скоблили  
00:28:46
череп но то есть там от души всюду них распухала  но в принципе сейчас есть племена в африке которые  
00:28:52
что-то подобное тоже делают и есть статуэтки на  которых тоже что-то подобное есть тоже дальних  
00:28:58
лесах есть женская статуэтка у которой тоже  какие-то такие насечки на теле нанесены но она  
00:29:05
из глины сделанное и там прям накарябано ну вот  и у других случаях иногда тоже 1 изображение при  
00:29:11
этом или гравировки или вот эти статуэтки венеры  так называемая там тоже какие-то значки есть но  
00:29:16
там нельзя понятно то ли это бусы то ли браслеты  то ли татуировка но тем ни менее от в ступице там  
00:29:22
есть такое изображение там мужчиной женщина и и  у них вот какие-то такие значки на теле имеются  
00:29:27
так что угрожали уже тогда ну потому что хотели  потому что могли и это кстати тоже показательно  
00:29:34
что это модификация уже себя получаются то есть  не просто там бусики навешали да а прям-таки и  
00:29:42
себя поменяли то есть это нельзя стереть это знак  который нельзя подделать нельзя его передать тот  
00:29:48
личность как бы самом таком законченном варианте  у неандертальцы такого что характерно не было а у  
00:29:53
сапиенсов node.js 26000 лет было скорее всего пять  же и раньше на самом деле но большинство таких  
00:30:00
примеров мы понятно никак не можем обнаружить  потому что если это на коже просто где-то там  
00:30:05
спине на груди и данном на животе на ногах  на руках мы на костях этого не увидим ни как  
00:30:10
вообще но одну и в более поздней версии ну это  же идет с неолит на самом деле деформация черепа  
00:30:17
повсеместно делались по всей планете практически и  в австралии там где угодно в австралии кстати там  
00:30:24
еще в палеолите даже есть но там про такие простые  незамысловатые там руками прямо это делали вот но  
00:30:30
там тоже по 20 тысяч лет стати говоря там даже  не неолит да ну вот эта деформация головы когда  
00:30:36
ребенку сдавливается голова ну в продвинутой  версии какими-то там тряпочками обязывается и  
00:30:41
оно меняет свою форму в общем но куча вариантов  есть там одну затылочное какая-то модно теменная  
00:30:46
кольцевая там 5 10 этому кучу-кучу версий вот  это делалось в австралии в южной америке в  
00:30:53
африке в евразии томкинс формат это не пока волна  делали это в китае и в европе кентом баски да там  
00:31:02
до девятнадцатого века двадцатого туркмены до 20  долл годов двадцатого века делали вот и я позволяю  
00:31:10
что сейчас кто-то делает нуман где-то в африке  сейчас делают сто процентов но так что там на  
00:31:15
всех островах меланезии они тоже сейчас делают да  это вот повальная вещи что это опять же хорошая  
00:31:24
такая ну как хорошая для культуры знаковые штука  чтобы обозначить свой сказть принадлежность себя к  
00:31:32
коллективу потому что это подделать невозможно  это у меня голова там сплющенная да никто не  
00:31:37
захочет подменял не как взрослый человек это уже  не поменяюсь и всем понятно что вот эти чуваки с  
00:31:44
треугольными головами это там из племени выдры  допустим да вот эти вот там в круглыми башнями  
00:31:49
и то там из племени кабана и сразу все ясно  становится атака у станислава дальше пскова  
00:31:58
есть татуировки у меня нет зачем мне все вот  эти украшательства да неплохо проведут номера на  
00:32:07
это прямо сейчас не процитирую на память вот они  делают с этими ну кому хочется как-то выпендриться  
00:32:14
да и поменять себя вот и если как то ничем другим  выпендриться ну хотяб себя там разрисовать вот но  
00:32:23
мне как-то и так хватает чем я выпендриваюсь  вы меня пригласили оповещайте вот я обещал а  
00:32:31
после вас еще там поеду на лекцию и меня еще  будет слушать кучу народу и мне этого и так  
00:32:36
хватает на фига мне это украшение мнение так  хорошо и так или иначе одними из самых ярких  
00:32:42
представителей сапиенсов были так называемые  служители культа шаманы и вот это занятие если  
00:32:50
можно так сказать работа она может забрать звание  древнейшей профессии у жриц любви ну шаман это все  
00:33:00
таки не очень профессия потому что виде уже вот  именно профессии да он за это получает какие-то  
00:33:06
там ништяки это оформляется только уже в железном  веке день там южной сибири у каких-нибудь там не  
00:33:14
знаю алтайцев и хакасов там еще кого то кого  то есть когда это уже прямо гретна профессия  
00:33:19
вот это у них это они часто не считают что они  как бы профессиональные ну вот а в примитивном  
00:33:25
версии сейчас у многих народов шаманизм это просто  некий глюк который на них сваливается от которой  
00:33:31
они родовая отказаться да не могут ну то есть  шумана веды а когда опрашивают шаманов сигарет  
00:33:37
я не хочу быть шаманом нафиг мне это надо ну вот  дух вселился чо куда деваться приходится буду  
00:33:42
стучать ну вот как-то так и многие шаманы не хотят  быть шаманами они с этого никаких плюшек даже не  
00:33:48
получают им за это ничего не следует и скорее  всего в первобытности она была примерно так же  
00:33:53
но он более того когда мы говорим о каких-то  ранних корма немцев-то у них игра может быть  
00:34:00
профессия если всё общество состоит из 15 человек  и там 5 на и взрослых мужиков допустим да то и  
00:34:06
меньше и там нету какого-то выделенного там вождя  шамана просто тот кто имеют склонность желания ну  
00:34:17
чуть больше там актерского мастерства да он эту  роль выполняет ну в него вселяется дух он берет  
00:34:23
бубен до наряжается кантом бизона скачет пляж там  и все довольны ну и более того всего точки зрения  
00:34:31
не он изображает духа до в костюме бизона а в тот  момент когда он выражается в бизона он является  
00:34:39
духом то есть он не изображает духа он и есть дух  таком критическом примитивное мышление по сути  
00:34:45
как бы синонимы ну вот то есть 2 это не что-то  оторванная до абстрактная там существующая на  
00:34:50
странице книжек а это вот он сам и есть вот я дух  как бы да вот когда плюсу с бубном я есть дух но  
00:34:58
тогда положи любую сторону да там эту маску с ним  уже не дух вот я опять дядя вася и про шаманизм мы  
00:35:05
знаем из наскальных изображений они есть ну самое  известное это вроде flyer пещера трех братьев и  
00:35:12
там еще каких-то этом году есть в корее есть когда  фигуры человека леса мститель оленьими рогами с  
00:35:21
другими рогами с бычьими рогами в году например  но ты с каким-то хвостом лошадиным с какими-то  
00:35:27
непонятными вами странными да ножки в человеческие  на лице как они там треугольная маска вроде бога  
00:35:33
только бородатую не борода нотки то уж и странно  но вот таких там n-нное количество рисунков есть  
00:35:38
есть погребение омега нестандартные ну самое  известное избрана мне там мужик очень суровый  
00:35:45
перекошенный лежит в окружении какой там странно  барахла и там колотушка которая может быть как раз  
00:35:51
это для бубна из рога северного оленя какие там  диски каменные и костяные из бивня мамонта там еще  
00:35:57
наверняка деревянные были с какими-то мусорщиками  чудными какой-то там полированый диск расколоты  
00:36:02
это мутко это дребедень такая загадочная потом в  hilton почтите в израиле естественно и погребение  
00:36:09
женщины где там тоже масса всего какие там  панцири черепах тасс леопарда какой-то хвост  
00:36:14
bk крыло беркут 2 шкурки куницы стопа мужика  за каким-то бесом вот и еще там куча всякого  
00:36:21
такого но откатом к воняете на в домик историков  тетка посыпана охры скучном положение сверху там  
00:36:29
какая-то лопатка мамонта not ну и в таком ключе  как бы там довольно много грибина немного энное  
00:36:36
количество как бы есть да вот но ведь не  знаешь это была профессия знаешь что вот  
00:36:40
этот конкретный человек очень любим общаться  с духами что-то там голове замкнуло да и пошел  
00:36:46
общаться с духами но ну и все на него смотрели  что как бы немножко нестандартный человек ну и  
00:36:53
надо его похоронить вот пилота вещи поломать как  допустим в но вода там они почти все поломанные  
00:36:58
вещи ну что в этом духе нам не вредили но такой  ритуальные убийства вещей шамана самого его там  
00:37:06
еще как-нибудь тоже там катька у него заколотить  поджилки вау подрезать как в маяке например да в  
00:37:12
самаре или в этом в kostenko 14 там тоже можете  подрезали связали вот в себя эти то же самое да  
00:37:21
там забинтовали чтобы он не убежал и кстати вдоль  не стоит в третьих то же самое но ты положили  
00:37:27
засыпали охры погуще и чтобы опять же не вылез там  сверху культу попытку мамонта таз мамонта ночью не  
00:37:32
такой потяжелее и тогда можно добыть покойным что  он не вылезет уже ну вот но это не знаете что это  
00:37:38
какой-то профессиональный шаман вот который там  прямо передавал свои там какие-то мега шаманские  
00:37:43
знание дальше то есть если у него и есть там дети  или просто в принципе в группе есть дети и они  
00:37:48
там раз не знаю в год допустим наблюдает его эта  компания но они научатся что там много ума надо  
00:37:53
что ли шок бубен встречаете там называть но вот  ну и там если у человека еще эпилепсия и готовы  
00:37:59
шаман как бы нура но необязательно эпилепсия  ничего должно быть ну может быть ну и когда  
00:38:06
человек живет в окружении всяких там неприятностей  да очень замкнутом коллективе в тяжелых условиях  
00:38:13
но вероятность того что у него кукушка съедет она  довольно-таки велик а ну вот ну собственно чтобы  
00:38:18
не будь шаману то есть понятие сейчас шаманизм  не рассматривать как психическое заболевание  
00:38:23
ну понятно что это мягко говоря не стандарт ну  то есть нет такого диагноза до психиатрии там  
00:38:29
шаманизм ну вот ну и вообще не шаманы могут быть  вполне адекватными людьми в быту как в нормальной  
00:38:35
ситуации вот но не нормальная когда человека пена  изо рта идет когда он видит духов до общается там  
00:38:42
с какими-то умершими отлетает загробной но это не  нормально и психическое состояние тоже советское  
00:38:49
время пытались и даже лечить безуспешно вот  кстати про кукушку у шамана небезызвестный  
00:38:55
роберт sapolsky в одной своих лекций высказал  мнение о том что меня главным критерием для  
00:39:01
любого шамана было наличие легкой формы шизофрении  вы с этим согласны нуса поиски ты специалист по  
00:39:07
поведению если уж он сказал значит так и есть  но опять же это не знаете что вот но еще такое  
00:39:13
важное примечание вот уже потом скажет а вот там  три бошевские там со польские злые упыри понятно  
00:39:19
что если мы сейчас приедем когда не теряете и да  и там найдем путь местного шамана с вероятностью  
00:39:25
90 процентов это будет просто шарлатан который  день иски трясется народа он советуюсь и 10  
00:39:30
процентов это будет искренне шамана может даже  потомственный без внятных психических явлений но  
00:39:35
повторяюсь нормальные психические люди с духами  не общаются вот ну просто термин шизофрения это  
00:39:43
все-таки какой-то диагноз когда я не психиатр ну  вот но духов объективно нет а он с ними общается  
00:39:50
это нехорошо а насколько эта теория применима  к христианской культуре то есть многим людям  
00:39:57
верующим в первую очередь ну наверное было бы  неприятно осознать понять и уж тем более вряд  
00:40:05
ли они приняли бы то что наши боги созданные  не совсем психически здоровыми людьми я говорю  
00:40:11
тут это не то что это прям диагноз да что там  бокса не было такого что сидит прямо шизофреник  
00:40:17
и придумывает бога потом всем рассказывает и  все верят но это слишком убого как-то но он  
00:40:23
просто игру мозг настолько сложный что начинает  глючить у каждого глючит немножко по-своему и  
00:40:29
в первобытном обществе это как бы просто звуки  когда человек ходит да и какие-то скрипы какие-то  
00:40:34
шевеления самое простое объясняющую это духи ну  вот аналогичная с точки зрения да это психически  
00:40:40
нормальный человек но он как бы слышит голоса  духов значит духе объяснить не может вот значит  
00:40:46
они есть но если бы он был критически мыслящие  он бы понял откуда эти звуки разобрался да но  
00:40:51
он физику не изучал поэтому для него это духи это  логичное объяснение оно как бы все объясняет вот  
00:40:56
для этого не надо быть веником там или психически  ненормально вот если это профессиональность как  
00:41:01
вот у каких-нибудь там этих сибирских шаманов  там южный сибирских и он уже профессиональный  
00:41:06
шаман догонку за деньги получает ну это просто  профессии действительно это уже железный век а  
00:41:12
если это централизованная религия позднего такого  исхода да вот там христианство это просто система  
00:41:20
управления обществом вот там уже собственно про  бога вообще мало кто обычно говорит но там как  
00:41:26
бы эту про система собирания денег управление вы  там делаете так вы не делаете вам брезент вас на  
00:41:32
костер вас то в монастырь и как бы но это просто  система распоряжения ресурсами человеческими ну  
00:41:39
а чтобы люди слушались можно еще и про бога  рассказывать как тот даже это искренне делает  
00:41:44
ну собственно большинство абсолютно искренне  делают и психически они нормальные вот они  
00:41:48
значит за верующий сумасшедшие это свойство нашего  мозга объяснять непонятное очень просто а если это  
00:41:57
объясняется через сверхьестественное то есть  религия это как бы говори чески оправданная  
00:42:03
вещь религиозный подход в жизни он другое дело что  когда это становится на рельсы уже экономические  
00:42:10
такие вот социальные это уже не очень хорошо  потому что то уже опиум для народа канадская  
00:42:15
писательница маргарет этвуд в своих произведениях  высказывал предположение что за веру в бога в  
00:42:22
принципе в мозгу человека отвечают определенный  участок вы как ученый можете допустить такой  
00:42:27
возможность ну специального участка для этого нет  то тогда он должен возникнуть то есть должен быть  
00:42:33
какой-то отбор на протяжении хорошо бы там  сотен тысяч лет а лучше даже миллионов до  
00:42:38
когда люди с этим развитым участком за веру  в бога как бы оставляли больше потомства что  
00:42:45
я сам верю что у нас религия понятном виде нот  сегодня уже говорилось до проявляется там первые  
00:42:50
следы тут у неандертальцев там 170 лет назад  щуп редко неандертальцев да у наших предков  
00:42:55
идет там 40 тысяч лет там более-менее внятное ну  какие то там тоже можно обрядом назвать но это  
00:43:02
как бы не достаточно чтобы прямо участок мозга  специальный сформировался другое дело что сбои  
00:43:08
в работе определенных участков мозга могут  приводить к увеличению религиозности и это  
00:43:13
медицинский факт да вот теменная доля там даже  был изобретён в какой-то момент агрегат такой  
00:43:20
религиозный шлем и кстати до пенсиона себе  проверял такая фигня одевается на голову и  
00:43:26
магнитными полями гасится активность теменной доли  у человека возникают активная доля она отвечает за  
00:43:32
ориентацию в пространстве и видимо его времени  тоже немножко ну вот и человек с подавлением  
00:43:38
теменной доли активности данный момент и полями  начинает учить тебя нигде его размеры тел там еще  
00:43:45
и ощущение себя как бы в этом месте получается  себя он не ощущает то есть его самого нету а все  
00:43:53
вокруг оказывается какой-то безграничность его  самого нет он нигде а вокруг что-то такое еда к  
00:43:59
розе такое грандиозное гигантское необъятная  вот что при определенной нагрузке еще водных  
00:44:05
долях превращаются в религиозное чувство и  у многих людей при подавлении теменной доли  
00:44:10
возникает религиозное чувство да но это просто  экспериментальный факт докинз когда проверял а  
00:44:16
он-то не религиозный человек на нем не сработало  до ощутил какое-то странное ощущение от какой-то  
00:44:22
там это невесомости что такое но религиозность  никакой в обратную сторону были эксперименты  
00:44:27
когда человек в религиозном экстазе смотрится  чего-нито мозгах происходит о пихают полу граф  
00:44:31
ну вот он там с богом общается да и автобус суют  идет уже в это время не работает теменная доля  
00:44:37
то есть религиозность с точки зрения от мозга это  просто отвратительная работа плохая сбой работает  
00:44:43
теменной доли но идею не только теменной а  уж то при этом нагрузить у кого-то просто  
00:44:48
будет там какая-то галлюцинация кто-то будет там  летайте во сне а у кого-то будет откровение и там  
00:44:55
сказали там говорящие кусты там сидело по полной  программе жизнь современного человека насыщена  
00:45:02
всевозможными ритуалами мы пытаемся придать вот  эту ритуально сть любому повторяющемся действии  
00:45:09
например на новый год известно все нарезают  салаты под иронию судьбы так вот эта ритуальная  
00:45:16
она присуща всем живым существам или свойственно  только человек ну так проще жить но в принципе у  
00:45:22
животных тоже самое есть это восходит каким тот  совсем дремучего временам ну например есть какой  
00:45:27
там землеройка да она там бегает и сборки своей  там куда не покормиться и вот она у неё есть  
00:45:34
гнездо у нее есть там какое-то место где больше  еды есть известная дорожка безопасная где она  
00:45:39
каждый день бегает вот и поскольку она там бегает  уже сколько то там дни недели там месяцев там ее  
00:45:45
не съедают да значит там безопасно а вот справа  влево уже опасно потому что вдруг там сидят и вот  
00:45:52
первый самый такой просто ритуал одну дальше там  эти пресловутые с кемеровские голуби которые там  
00:45:58
что-то клевали да там и дал выпадало независимо  от того клюют и клюют но им казалось что того что  
00:46:03
они клюют и да вы падаете на крылышком аж очень  такое вот но тоже это установление ухоженных  
00:46:09
взаимосвязей и у людей поскольку мозг большой и  мозг нацелен на установление взаимосвязей и поиск  
00:46:16
каких-то закономерностей случайные и неправильные  взаимосвязи устанавливаются легко и непринужденно  
00:46:23
на каждом шагу вот я там переступила через  единичку на экскаваторе да и я не знаю там  
00:46:28
зарплату дали больше чем всегда а значит надо  каждый день переступать ну вот это бред как бы  
00:46:33
да но если я буду каждый день переступайте тут  оброс году мне отдают надбавку допустим да и да  
00:46:38
я скажу о правда оправдается [ __ ] и буду каждый  приступайте потом всем доказывают что это работает  
00:46:43
вот и у людей такие взаимосвязи 0 наоборот да  там я не знаю там переступлю через ступеньку  
00:46:49
и не знаем не только на голову упадет но он же  ни в коем случае нельзя переступать после этого  
00:46:54
сосулька падает вот у людей такие взаимосвязи  устанавливается легко и непринужденно другое дело  
00:46:59
что у нас же еще и есть его в 1 доля которая  по идее занимается критиков критика и когда  
00:47:04
я критическим мышлением мы можем при проверить  посчитать количество переступание через ситечко  
00:47:09
на эскалаторе количеством надбавок и количеством  сосулек да по упавших на голову и посмотреть  
00:47:14
статистику такое проверяли что характерно были  занудные люди которые всякую фигню высчитывали  
00:47:19
связи чудесным образом нет кто бы мог подумать  но прям научно подходили считали но он не связи  
00:47:26
не получается вот другое дело что люди многие  не склонную мыслить логически и это опять же  
00:47:32
наше биологическое свойство а тот к вопросу о  том что не надо быть сизов риддиком чтобы быть  
00:47:35
религиозным потому что но первый человек до идет  тихо мирно по лесу никого не трогает тут кустах  
00:47:42
что-то шуршит то есть он может начать проверять  полить кусты шара хотим палкой да там это далее  
00:47:48
там это саблезубый тигр или это барсук или это  ежик или это просто там листья падают ну вот а  
00:47:55
может просто развернуться и свалить поверим что  там саблезубый тигр ну и как можете догадаться  
00:48:00
критически настроенные с критическим мышлением  они быстро кончится на самом деле то есть ну  
00:48:05
5 раз им повезло с барсуками ёжиками до 6 и  он ворвется таки на медведя и любого тигры и  
00:48:12
критически критическое мышление оно далеко не  всегда однозначно полезно ну вот оно полезно  
00:48:19
когда мы живем в городах когда у населенного жена  а вот когда вы живете в лесу вам это критическое  
00:48:26
мышление вот далеко не полезно бывает вот а если  вы верите что шорох в кустах не к добру ну вот вы  
00:48:33
дольше проживёте да и потом найдут ваш беззубый  череп заросшими своими скажут это вот была забота  
00:48:39
о потомстве а на самом деле просто он был очень  религиозна и верил что мы в кустах и в духов  
00:48:44
станислав прежде чем задать следующий вопрос я  хотел бы процитировать известного музыканта егора  
00:48:50
летова праздник то ради чего люди потребляют  лсд идут на смерть прыгают с парашютом почему  
00:48:58
они идут в наемные солдаты едут в экстремальные  точки ради праздника с большой буквы экстремально  
00:49:04
экзистенциального мистического праздника если  праздника нет жизни нужно когда и главное в связи  
00:49:11
с чем у наших предков появилось то что отдаленно  напоминает праздники если честно мы не очень знаем  
00:49:19
потому что так как будто можно опять же было  установить но вот эти самые погребение такой  
00:49:26
грустный но тоже по-своему праздник да то есть это  некий ритуал но вот ну в таком более позитивном  
00:49:32
варианте такой радостный это вот варианты когда  мы наблюдаем какое-то пиршеству например то же  
00:49:39
самое дальнее станице универсальный примерно  все времена место где люди тусовались регулярно  
00:49:45
и очень долго и помногу завалили на несколько  километров берег мамонте этими костями там как  
00:49:52
безумный культурный слой из сша на богатейший  но вот и при этом практически не ту же вещь и  
00:49:57
это охотники-собиратели которые но не могли  там жить постоянно это говорит о том что они  
00:50:02
периодически куда собирались на тусовку а я 26  лет назад и я даже более того могу точно сказать  
00:50:08
как они там собирались как они решали стране и  но там собираются не идет а еще потому что там  
00:50:13
чуть поодаль стоит такая абсолютно треугольная  гора они так и говорили собираемся в следующем  
00:50:18
году когда я не знаю там гуси полетят вот тут  треугольные горы и туда приходили тысячи лет судя  
00:50:25
по всему приходили выдающиеся места заметное  классное там речка течет у такая переплюнь к  
00:50:31
но тем не менее там есть какая-никакая еда иуда  не вот эти корробори устраивали и у нас в таком  
00:50:37
виде это известно у всех современных культур  но самые примитивные культуры которая сейчас  
00:50:42
есть но не сейчас уже нет да и что там 50 лет  назад были это австралийские аборигены вот у  
00:50:47
них были корробори когда собираются мужики как  правило ну женщинам нет свои праздники тоже есть  
00:50:52
вот там не знаю развлекаются совершают обряды  просто пьянствуют да там анекдоты рассказывают  
00:50:59
им хорошо но другое дело что долго они так не про  тусуются как правило потому что еда тупо кончится  
00:51:06
но иногда они умудрялись даже и довольно долго  тусоваться и ну это зависит от среды да сколько  
00:51:11
там еды а если они допустим олени и набили на  переправе там наверно или этого мясо там можно  
00:51:16
хоть полгода там тусить общего нет и да вот когда  появляется достаточно избыточный ресурс когда есть  
00:51:25
куча времени свободного собственно чтобы не тусить  вот они тусили это же это свойство мозга вот то  
00:51:32
самое вокруг которого мы все время и вертимся  вот эта избыточность работы мозга когда он не  
00:51:38
может не работать когда он должен что-то делать  применение на практике вот сейчас данный момент  
00:51:43
нет потому что все уже порешали виду запасли вода  течет сама жилища построена оружие наточен а я чё  
00:51:51
ещё как бы надо да ну давай развлекаться вот стали  развлекаться в принципе речь отсюда появилась то  
00:51:58
есть первый праздник это просто общение с помощью  речи когда можно друг другу что такое сообщать  
00:52:02
причем достаточно абстрактная тоже не стругова  не строго функциональное речь на чем отличается  
00:52:08
от сигналов животных что мы можем передавать  абстракции а это есть праздник ведь на самом  
00:52:12
деле это и есть та самая символика искомая  да и вот то самое не утилитарное применение  
00:52:18
для утилитарности речи все строгая и не нужно  вовсе не как но чтобы научиться делать орудия  
00:52:23
на шимпанзе дело без всякой речи там боженьки этих  калиткой dearest камнями одно если они за я зайти  
00:52:28
там хоть гараж и посмотреть как там старший  мастер учит младшего там нельзя колеса менять  
00:52:33
на машине тоже он там немного слов используют  в основном там из ограниченного количества букв  
00:52:38
и там как бы но абстракции немного как бы этих  фразах его снова все просто на примере то есть  
00:52:47
для изготовления орудий труда для там охоты  и чего то там речь не особо нужно а раз она  
00:52:53
появилась порядка двух миллионов лет назад начала  до полумиллиона лет уже была почти такая же как  
00:52:58
сейчас ну вот это и есть праздник просто сидеть  рядом тусить и веселиться мы сейчас разобьем  
00:53:04
тему развлечений и досуга в советском союзе  часто делали акцент на том что труд сделал из  
00:53:10
обезьяны человека современный человек трудится не  меньше ко мне кажется может быть даже и больше но  
00:53:17
при этом такую же важную роль в его жизни как и  труд теперь занимает еще и досуг ну та же самый  
00:53:24
отпуск или просто выходные собственно по этому  поводу вопрос а наши предки могли себе позволить  
00:53:31
хотя бы немного отвлечься от вопросов выживания и  расслабиться полежать позагорать например ну как  
00:53:39
показывает на графическая практика в основном они  этим-то и занимались потому что люди стараются не  
00:53:46
жить там где прямо совсем трудно и печально а если  эта большая древность у них был выбор куда пойти  
00:53:52
да ты жить вот здесь где ужасный геморрой или  пойти туда где все на халяву и куча еды и воды  
00:53:58
и тепло и прекрасно и замечательно ну и там нет  диплома [ __ ] одеть да то есть они могли выбрать  
00:54:05
game жить поэтому бывали до ситуации game совсем  было печально грустное они напоминали с голодухи  
00:54:11
допустим да это мы что то еще вот но как правило  они старались такие места просто не соваться и  
00:54:16
стали соваться такие места неприятно и только  уже когда плотность населения численность стала  
00:54:21
невероятная а если они живут там где с ресурсами  все достаточно хорошо а если вы поедете в какой  
00:54:27
не там африканский заповедник то выяснить что  такое как бы до бледное подобие тогдашнего времени  
00:54:32
сейчас заповедник это уже извелись все зверье  а тогда это было больше то есть это просто вот  
00:54:37
вы выходите выбираете вот эту и антилопу сегодня  съём или у dota зебру ну вот или вот оттого ль vas  
00:54:42
value и тогда у вас времени в сутках оказывается  немерено ну и даже современные охотники-собиратели  
00:54:50
живущие день в пустыне те же там had за в танзании  бушмены где-то в намибию or any на добычу еды в  
00:54:58
день тратят полтора-два часа ну обычно не больше  вот два часа в день но еще тут когда не спят  
00:55:05
понятное дело остальное время они развлекаются вот  они вас научат как говорят за устраивает кредит на  
00:55:12
празднество до тусовки там 5 до 10 там выходят  к знакомым друзьям они там все друзья поголовно  
00:55:17
ну вот ну иногда еще этом скандале бывает но это  основное время провождение но если вы посмотрите  
00:55:25
на обезьян тоже они ведь не все время тратят на  добычу еды и более того при таком бытие добыча еды  
00:55:32
это тоже в общем то не труд ни разу как правило  ну то есть тут бывает если это уж совсем в крутую  
00:55:37
грустной уши живете дорогие еды нету нефига а так  если вы выходите на поляну и собираете ягоды но  
00:55:44
современные грибники они же но если не кредитов  uber профессиональные грибники да нормально и вот  
00:55:49
а нет мерцают как труд ну пошёл в лес собирать  ягоды там с детишками да там еще пикник устроили  
00:55:55
там это как бы развлекуха это прикольная и вот  утро у этих людей вся жизнь это и есть пикник  
00:56:00
когда они охотятся ну потому что это тоже как бы  и соревнование заодно и развлечение показания что  
00:56:07
там я удалец я могу там не знаю какую то антилопу  редкостно поймать отнюдь не можешь я крутой ну  
00:56:13
вот может себя показать и это как бы не труд вот  тут бывает когда они так делают орудия какие там  
00:56:21
не знаю силки ставят какие там городят заборы да  что там олени за гоняетесь учудить такое вот но  
00:56:28
как правило это не сильно много времени занимает  тем более что весь такой ручной труд можно вообще  
00:56:34
на теток свалить всегда что собственно обычно в  таких трамплинах и делается кстати о труде юваль  
00:56:41
ной харари в своей книге sapiens краткой истории  человечества приводит достаточно интересные но  
00:56:47
спорный тезис о том что при переходе к оседлому  земледелию человек попал в своеобразную ловушку  
00:56:53
то есть до этого наши предки охотники-собиратели  на поиски еды отели там четыре-пять часов в день  
00:57:00
земледельцы вкалывали уже по полной как  такое могло случиться то есть человек все  
00:57:07
сознательно обрек на такой тяжелый труд разве  нет в этом парадоксе да не хараре изобрел вы  
00:57:15
придумала это было известно до него еще лет так  за 100 примерно земледельцы и скотоводы то есть  
00:57:21
люди с предыдущим производящим хозяйством тратят  намного больше времени и усилий на добывание еды  
00:57:27
это научный факт потому что нужны гораздо более  специализированные инструменты намного больше и  
00:57:33
хозяйства и о dance зелен поддержать каком-то  определенном состоянии пахать землю пасти этих  
00:57:38
там порода коров и овец там баранов кого-то  еще это уходит гораздо больше времени но это  
00:57:44
дает выигрыш потому что в итоге их численность  гораздо больше их может плотность гораздо больше  
00:57:49
на территории жить продолжительность жизни растёт  обычно из этого дела муса метров больные велки  
00:57:54
становятся и скорее сам но это побочный эффект  как такое еще все вроде приятный побочный эффект  
00:58:02
цивилизация может вырасти не гарантированы кстати  говоря тоже ну может чему собственно мы являемся  
00:58:08
примером а антропология может назвать время и что  важнее всего причину по которой наш человеческий  
00:58:14
род какой-то этого неспешно бродивший по миру  в поисках пропитания вдруг приходит к оседлому  
00:58:20
образу жизни и за сверхкороткой в историческом  масштабе время к классовому обществу и государству  
00:58:28
да он же сделала ни один раз так что у нас  есть на сравнения несколько версий как это  
00:58:33
происходило это происходило раньше видимо всего на  ближнем востоке отдельно судя по всему все-таки в  
00:58:39
китае и уж сто процентов отдельно в америке там  видимо еще и несколько раз правильной америки в  
00:58:45
южной америке ну крайне rouge один тут точно  да скорее всего едва а может еще и сколько-то  
00:58:49
ну вот так что это было много раз а может еще  и в индии отдельно дамушей в египте более-менее  
00:58:55
независимо ну вот так что вас есть примеры также  раз это подумать с по одной схеме было то есть  
00:59:01
территория с более-менее среди морским климатом  где истощаются все исходные ресурсы какие там  
00:59:07
идет ур его нею там такой где тем не менее есть  возможность активно собирать дикорастущие злаки  
00:59:14
как правило это звонки но от 0 до мне в строгом  обязательности но тем не менее где есть животные  
00:59:20
пригодные для одомашнивания и они начинают этим  активно заниматься собирает дикорастущие злаки  
00:59:26
приручать животных потом начинают сажайте дизлайки  числитель дикого роста я появляются новые системы  
00:59:32
регуляции вот этой дикой численности собственно  про то государство они начинают строить большие  
00:59:37
поселения поминают потерять всех соседей не  собственно все здрасьте цивилизация для этого  
00:59:42
много не надо это буквально то происходит чине  там по расколите станислав в теории это генеза  
00:59:47
есть достаточно интересное видение государства  и она заключается в том что человек на каком-то  
00:59:54
этапе уже просто не мог повернуть обратно то есть  ты либо создаешь свое государство либо будешь  
01:00:00
уничтожен общностью у которого это государство уже  есть что вы думаете по этому поводу ну в принципе  
01:00:06
да то есть если есть какое-то очень сплоченное  общество с государственным с тем более устройством  
01:00:11
хорошо организованная да с какой то более менее  выражен иерархией со способами хранение информации  
01:00:17
достаточно богатой какими-то технологическими  достижениями есть соседи которые ничего-то они  
01:00:24
имеют ну не шансы практически никаких на самом  деле либо они сваливают какие там непригодные  
01:00:29
места как те же там бушмен их от задан такой  австралийские аборигены но да и тех уже доставили  
01:00:35
там по сути они все тоже цивилизованное либо  они вливаются в это общество либо не тупо  
01:00:41
вымирают или их там истребляют но одном это просто  вопросы демографии если вот это общество хорошо  
01:00:47
организовано и все у него там есть ну их людей  просто будет много они будут гораздо эффективнее  
01:00:53
решать задачи в том числе по распространению  там захвата территории размножению вот а вот  
01:00:59
эти вот диковатые все племена но они фигово это  делает но при этом возможно и откат на самом  
01:01:06
деле то есть шанс никаких особо нет носа вот это  общество цивилизации запросто можете гарантировать  
01:01:13
у нас полным полно примеров когда и цивилизации  рушились исчезали и там ничего нет не оставалось  
01:01:17
и в завершение нашей беседы хотелось бы снова  обратиться к ною хараре ссылаясь на не бывало  
01:01:22
и распространение злаковых культур он назвал  человека обманутым пшеницей ведь именно излишек  
01:01:28
ее производства привел к зависти неравенство ну и  как следствие к войны по вашему что это такое это  
01:01:36
очередная попытка человека спихнуть на что-то или  кого-то свои проблемы или же такая метафорично я  
01:01:43
месть роды человеку за свое покорение он ни разу  это не придумывает уже до него было известно и не  
01:01:50
знаю там с девятнадцатого века и неравенство тоже  прекрасно было и неандертальцы друг друга убивали  
01:01:55
почем зря там каждый второй череп с дыркой но  может не с дыркой но со шрамом уж точно ну вот  
01:02:01
так что наличие пшеницы позволила жить большим  коллективом мир на самом деле тут хараре он так  
01:02:09
для красного словца это преувеличивает но  количество людей резко возросло вот если бы  
01:02:16
они стали гораздо злее там и так далее их бы стало  меньше снова большая по факту и жить стали дольше  
01:02:21
и вся цивилизация появилась ну вот а до этого  и не шимпанзе он друг друга едят почем зря вот  
01:02:27
десятка пшеницы или там всего ничего но так что  для образности и к месту в тексте это классная  
01:02:36
такая аллегория как бы да там ну и такой образ  а вообще конечно ну если посмотреть объективно  
01:02:44
никто не мешает любому обманутому пшеницей  раздеться взять палку в руки и укачивать  
01:02:53
куда-нибудь в тундру или там знают степи в саванну  и бегать там за какими-то там газелями вперед если  
01:02:59
хараре сейчас где-то бегает с палкой по горам  в иудейской пустыне я ему поверил а если он  
01:03:05
сидит где-то в ресторане и опытом и пряники  из пшеницы значит он что-то недоговаривает
01:03:12
станислав теперь blitz наши короткие вопросы и  ваши короткий ответ готовы что вас до сих пор  
01:03:22
удивляет в человек самое удивительное чудесно  это мозг потому что более хитроумные штуки в  
01:03:29
природе больше нет а у нас так и на чисел на  мозге сводится первое серьезное и значительно  
01:03:34
изобретение человека кроме колеса человека  разумного огонь ногой еще до человека разум  
01:03:41
но наверно был ноту составные орудия дальше верим  в бога или нет но в начале все равно было слово  
01:03:48
как думаете какое слово был первым в истории  нашего вида его в эфире нельзя произносить  
01:03:55
тогда вот первые тут homo habilis себе по пальцу  сектором попал но я думаю вы знаете это слово  
01:04:01
не буду говорить хорошо дальше в чем секрет  популярности станислава дробышев ского это не  
01:04:11
ко мне вопрос к тем кто среди кого я популярен  мне лично я всегда кажется банальности излагаю  
01:04:18
который и так всем понятно ну вот я каждый  раз удивляюсь что еще кто-то готов выслушать  
01:04:24
что тырить я повторяюсь бесконечно одно и то  же но то во вторых все достаточно очевидные  
01:04:29
вещи поэтому этот вопрос к слушателям дальше  кошки или собаки кошки конечно но почему это  
01:04:37
же бесполезно и по-моему это нет ну мне так  кажется но собаки по крайней мере если кошка  
01:04:43
бесполезно docs у нас же наша не утилитарность  это же наша человеческая фишка меня такси голубь  
01:04:50
хотелось бы уточнить про голубей в их вы  разводите получатель у вас какой-то один  
01:04:55
домашний голод не у меня один такой домашний по  факту да но он не нарочно ну дочка притащила с  
01:05:03
улицы пристукнут ого голубя и он летать не  может и поэтому он ходит и кусается и в за  
01:05:09
ноги не заводите голубей не надо ни я сделала ей  богу я тут не причем будем иметь в виду ну и наш  
01:05:18
традиционный вопрос в блицем и наших гостей просим  посоветовать какие три хорошие книги попросим вас  
01:05:25
три хорошей книги от станислава дробышев кого если  вообще то лично мне больше всего нравится даже не  
01:05:33
конкретные книги да вообще книги станислава лема  и стругацких ну вот а уж какие там конкретно ну  
01:05:42
кроме самых поздних стругацких которые придут их  там понесло вот может кроме самых ранних где они  
01:05:46
раскочегарить ну вот а все остальное прекрасно  вот это две а третье байки из грота чтобы это  
01:05:54
с картинками и бонусный вопрос в блице почему  вы сбрили свои знаменитые бороду и усы потому  
01:06:02
что усы с какой-то момент начинают мешать я плеча  или там что-то еще а не намокают лезут в рот это  
01:06:09
неудобно ну и собственно у меня нету цели чтобы  борода выросла она сама растет это ее свойства  
01:06:16
периодически вот я бреюсь но это так ну как вот  погода бывает там не знаю там . налетел вода или  
01:06:25
там солнышко пригрело вот я побрился но что то  есть такой же серии то есть никакого глубокого  
01:06:30
уму своей там хитрого какого-то распорядка в  этом нет станислав владимирович большое вам  
01:06:34
спасибо за беседу хорошего вам дня друзья в  гостях у канала андерсон пол был известный  
01:06:40
антрополог станислав дробышевский подписывайтесь  на наш канал ставьте лайки оставляйте комментарии  
01:06:45
по больше друг с другом общайтесь будьте  добрее и никогда не заводите голубей пока

Описание:

Вакансии Andersen: https://people.andersenlab.com/ru/vacancies Стажировки Andersen: https://t.me/andersen_courses ****************** Сегодня на канале Andersen People знаменательное событие! Самый обаятельный и остроумный антрополог современности Станислав Дробышевский – побрился специально ради нашего интервью! На самом деле нет, но, тем не менее, вас ждёт занимательная беседа о происхождении обрядов и праздников, религии и искусстве, морали и самосознании. Всё с яркими примерами, меткими комментариями и научной базой, совсем как вы любите! Другие интервью со Станиславом Дробышевским: https://www.youtube.com/watch?v=z2JKtHaBgxU https://www.youtube.com/watch?v=OLWrWNbpZWc Мы в социальных сетях: Facebook: https://www.facebook.com/unsupportedbrowser Instagram: https://www.facebook.com/unsupportedbrowser ВК: https://vk.com/andersensoft LinkedIn: https://www.linkedin.com/company/andersen-softwaredev/ Тайм-коды: 0:55 Что такое самосознание и как его обнаружить? 3:36 Обряды погребения у людей и животных. "Мы помним о дедушке" 10:20 Когда люди начали во что-то верить? 13:05 Как строились первые храмы? 15:57 Когда люди почувствовали себя отдельным видом? Спонтанное скрещивание 19:07 Почему мораль старше религии? 23:29 Наскальная живопись как средство самовыражения 26:21 Модификации тела как маркер идентичности 32:41 Шаманизм - профессия или болезнь? 39:56 Религия как "глюк" мозга 45:00 Как появляются ритуалы? 48:45 Для чего нам праздники? 53:06 Труд и отдых наших предков. Когда жить стало сложнее? 59:45 Государство без альтернатив 1:03:13 Блиц 1:05:18 "Что почитать?" от Станислава Дробышевского 1:05:58 Где борода!?

Готовим варианты загрузки

popular icon
Популярные
hd icon
HD видео
audio icon
Только звук
total icon
Все форматы
* — Если видео проигрывается в новой вкладке, перейдите в неё, а затем кликните по видео правой кнопкой мыши и выберите пункт "Сохранить видео как..."
** — Ссылка предназначенная для онлайн воспроизведения в специализированных плеерах

Вопросы о скачивании видео

mobile menu iconКак можно скачать видео "Дробышевский. "Глюки" нашего мозга и их последствия для цивилизации"?mobile menu icon

  • Сайт http://unidownloader.com/ — лучший способ скачать видео или отдельно аудиодорожку, если хочется обойтись без установки программ и расширений. Расширение UDL Helper — удобная кнопка, которая органично встраивается на сайты YouTube, Instagram и OK.ru для быстрого скачивания контента.

  • Программа UDL Client (для Windows) — самое мощное решение, поддерживающее более 900 сайтов, социальных сетей и видеохостингов, а также любое качество видео, которое доступно в источнике.

  • UDL Lite — представляет собой удобный доступ к сайту с мобильного устройства. С его помощью вы можете легко скачивать видео прямо на смартфон.

mobile menu iconКакой формат видео "Дробышевский. "Глюки" нашего мозга и их последствия для цивилизации" выбрать?mobile menu icon

  • Наилучшее качество имеют форматы FullHD (1080p), 2K (1440p), 4K (2160p) и 8K (4320p). Чем больше разрешение вашего экрана, тем выше должно быть качество видео. Однако следует учесть и другие факторы: скорость скачивания, количество свободного места, а также производительность устройства при воспроизведении.

mobile menu iconПочему компьютер зависает при загрузке видео "Дробышевский. "Глюки" нашего мозга и их последствия для цивилизации"?mobile menu icon

  • Полностью зависать браузер/компьютер не должен! Если это произошло, просьба сообщить об этом, указав ссылку на видео. Иногда видео нельзя скачать напрямую в подходящем формате, поэтому мы добавили возможность конвертации файла в нужный формат. В отдельных случаях этот процесс может активно использовать ресурсы компьютера.

mobile menu iconКак скачать видео "Дробышевский. "Глюки" нашего мозга и их последствия для цивилизации" на телефон?mobile menu icon

  • Вы можете скачать видео на свой смартфон с помощью сайта или pwa-приложения UDL Lite. Также есть возможность отправить ссылку на скачивание через QR-код с помощью расширения UDL Helper.

mobile menu iconКак скачать аудиодорожку (музыку) в MP3 "Дробышевский. "Глюки" нашего мозга и их последствия для цивилизации"?mobile menu icon

  • Самый удобный способ — воспользоваться программой UDL Client, которая поддерживает конвертацию видео в формат MP3. В некоторых случаях MP3 можно скачать и через расширение UDL Helper.

mobile menu iconКак сохранить кадр из видео "Дробышевский. "Глюки" нашего мозга и их последствия для цивилизации"?mobile menu icon

  • Эта функция доступна в расширении UDL Helper. Убедитесь, что в настройках отмечен пункт «Отображать кнопку сохранения скриншота из видео». В правом нижнем углу плеера левее иконки «Настройки» должна появиться иконка камеры, по нажатию на которую текущий кадр из видео будет сохранён на ваш компьютер в формате JPEG.

mobile menu iconСколько это всё стоит?mobile menu icon

  • Нисколько. Наши сервисы абсолютно бесплатны для всех пользователей. Здесь нет PRO подписок, нет ограничений на количество или максимальную длину скачиваемого видео.