background top icon
background center wave icon
background filled rhombus icon
background two lines icon
background stroke rhombus icon

Скачать "ОТ "ЧИСТОГО РАЗУМА" КАНТА, К ЧУВСТВЕННОМУ БЕЗУМИЮ "РОМАНТИЗМА". Протоиерей Олег Стеняев"

input logo icon
Теги видео
|

Теги видео

олег стеняев
протоиерей олег стеняев
экзегет
стеняев лекции
иммануил кант
романтизм
лекция
проповедь
сретенская академия
семинария
православие
христианство
библия
евангелие
новый завет
ветхий завет
библеистика
бог
философия
кант
атеизм
оскар уайльд
чувства
немецкая философия
критика чистого разума
олег_стеняев
протестантизм
иммануил_кант
богословие
религия
Субтитры
|

Субтитры

subtitles menu arrow
  • enАнглийский
Скачать
00:00:04
сегодня мы будем
00:00:07
продолжать говорить о тех вызовах
00:00:11
которые осуществляет и
00:00:14
осуществляла
00:00:16
западной апостасия
00:00:19
именно как рецидив
00:00:22
протестантского мышления рецидив то есть
00:00:26
результат
00:00:27
протестантского мышления
00:00:30
проблема
00:00:33
протестантской апостасии
00:00:35
есть то что человека
00:00:39
оставили один на один с библией
00:00:43
это значит человек сам
00:00:47
стал критериям
00:00:49
понимание этого текста и
00:00:53
казалось было такое
00:00:58
гуманистическое
00:01:00
явление как поставление человека во
00:01:05
головой экзегезы
00:01:07
отдельно взятого человека здесь
00:01:11
исключается любая соборность на самом
00:01:14
деле это был вызов библейскому
00:01:16
откровению
00:01:18
так как библии никогда не являлось
00:01:23
книгой отдельно взятых индивидуумов
00:01:28
она всегда воспринималось как книга
00:01:30
церкви а церковь это
00:01:33
экклесия то есть собрание
00:01:37
собрание верных при рассуждений которых
00:01:42
является правильное понимание
00:01:45
писания то что мы называем
00:01:48
соборностью и
00:01:51
экзегезы отцов церкви
00:01:55
итак философия канта
00:02:00
общепринято считать общепринято считать
00:02:03
что эпоха просвещения она завершается
00:02:07
философии канта
00:02:11
годы жизни которого
00:02:16
1724
00:02:18
1804 по
00:02:22
тем вопросам которые в первую очередь
00:02:26
интересуют христианское
00:02:29
богословие
00:02:32
кант был типичным
00:02:35
представителем эпохи просвещения и
00:02:41
вот в этом как бы
00:02:46
ошибка канта потому что сам метод
00:02:49
постижения
00:02:51
любой реальность любой действительности
00:02:55
в эпоху
00:02:57
просвещения он был ущербной
00:03:02
он признавал только естественную религию
00:03:06
кант признавал только естественную
00:03:08
религию и видел ее роли в том чтобы
00:03:12
помочь человеку выполнять нормы
00:03:15
нравственности по канту
00:03:21
естественной религии это то что
00:03:23
укладывается
00:03:25
в человеческую логику и
00:03:29
то что может быть ею
00:03:32
ограничено
00:03:34
следовательно такие догматы как догмат о
00:03:37
троице
00:03:40
бога воплощения
00:03:43
они представлялись
00:03:45
аналогичными
00:03:47
то есть отрицающими логику и
00:03:53
они не отвергались открыто ну они просто
00:03:57
игнорировались
00:03:59
такие догматы как неудобные как и сейчас
00:04:05
некоторые считают что
00:04:08
догмат о троице и о богочеловечестве
00:04:11
христа это неудобный неудобные именно
00:04:15
догмат а для экуменического диалога
00:04:19
например судьями мусульманами
00:04:24
сейчас в нашем
00:04:27
мире
00:04:29
неудобными признаются и нравственные
00:04:32
догматы я вам уже говорил что есть такое
00:04:35
понятие как
00:04:36
догматы веры но есть такое понятие как
00:04:41
догматы
00:04:42
нравственности
00:04:46
это то что особенно для
00:04:49
западного богословия прежде всего время
00:04:52
католического
00:04:54
признавать
00:04:55
догматы
00:04:58
не только вероучительных началах но и в
00:05:01
нравственном
00:05:03
догмат это нечто такое что трогать
00:05:05
нельзя
00:05:08
надо сказать что еще
00:05:13
иудеи
00:05:15
имели такое рассуждение
00:05:18
что если значение какой-то заповеди не
00:05:22
понятно и не лежит на
00:05:27
поверхности смысл этой заповеди так что
00:05:30
все понимали зачем оно дано вот такую
00:05:34
заповедь надо исполнять с еще большим
00:05:37
рвением
00:05:39
смысл который не очень понятен в тон вы
00:05:44
себя для чего это зачем это например
00:05:46
заповедь не убий она охраняет
00:05:50
человеческую жизнь заповедь не укради
00:05:53
она охраняет частную собственность
00:05:59
заповедь там не лжесвидетельствуй
00:06:02
охраняет репутационные
00:06:07
особенности человек то есть его
00:06:09
репутацию
00:06:11
а вот есть заповеди см из которых он не
00:06:14
лежит как бы на поверхности
00:06:16
смысловой так вот еще
00:06:21
в мишне омские времена то есть до
00:06:26
талмудические
00:06:28
более относящиеся к ко второму храма был
00:06:33
представление о том что то так и западе
00:06:36
надо исполнять более рачительно оберегая
00:06:42
как бы форму исполнении той или иной
00:06:45
заповеди чем не ждите западе см из
00:06:47
которых нам понять
00:06:49
так вот в эпоху просвещения
00:06:56
все что непонятно она еще открыто не
00:07:01
отрицается но она уже игнорируется
00:07:09
причем окон читал что религия она вообще
00:07:13
не причастна к
00:07:15
становлению нравственных норм
00:07:18
поскольку они познаются разумом и
00:07:22
следовательно по-своему универсальная
00:07:28
под религией
00:07:31
понимается что-то такое надмирная и
00:07:38
к начинает проповедовать что
00:07:41
христианство это выражение естественной
00:07:44
религии
00:07:46
естественная религия это то что
00:07:48
укладывается в сознании человека а то
00:07:52
что не укладывается
00:07:54
человеческую логику
00:07:57
человеческие представления
00:07:59
она игнорируется
00:08:04
кант настаивает о том что христианство
00:08:07
это выражение естественной религии она
00:08:11
имеет ряд своих черт
00:08:15
выражение естественной религии формате
00:08:18
христианство
00:08:21
это
00:08:23
молитва она помогает осознать наш
00:08:27
моральный долг по канту а
00:08:34
посещение церкви
00:08:36
помогает укрепить и
00:08:39
подтвердить наш долг ну то что
00:08:43
называется публично
00:08:47
благодать
00:08:50
нужна человеку для того чтобы
00:08:52
воодушевить его на пути к добродетели и
00:08:58
заверить что
00:09:00
прошлые ошибки причины
00:09:04
кант имеет рассуждение о том что если мы
00:09:07
не можем разобраться с нашим прошлым и
00:09:11
она все время тяготеть над нами
00:09:13
то в некотором смысле я это вызов нашему
00:09:18
настоящему
00:09:20
которые через это становится
00:09:22
неустойчивым и
00:09:25
серьезный вызов нашему будущему а если
00:09:29
будущее у человека
00:09:30
который не может разобраться со своим
00:09:33
прошлым
00:09:35
особенно
00:09:37
с тем греховным прошлым то есть с таким
00:09:40
состоянием с таким положением
00:09:42
от которого мы хотим сами
00:09:45
решительно отказаться и
00:09:50
вот в эти времена
00:09:54
проповедуется и говорится о том что
00:09:59
это бесперспективный путь
00:10:03
все время быть зависимым от
00:10:06
собственного прошлого
00:10:09
его надо игнорировать
00:10:12
во имя настоящего и прежде всего во имя
00:10:18
будущего а есть одна у нас или нет
00:10:26
в иисусе кант
00:10:29
признавал просто доброго человека
00:10:36
цитата кант утверждал
00:10:40
истинная религия состоит не в знании или
00:10:45
осмысление того
00:10:47
что бог делает
00:10:49
или сделан для нашего спасения а в том
00:10:53
что мы должны сделать чтобы стать
00:10:58
достойными его то есть достойными этого
00:11:02
спасения
00:11:04
таким образом действия бога
00:11:08
перемещаются на второй план и
00:11:12
на первый план выходит действия человека
00:11:17
его моральные действие
00:11:21
человек уже
00:11:24
провозгласил себя
00:11:27
критериям понимание библии то есть
00:11:31
свое
00:11:33
понимание библии
00:11:38
поставлен на высшем понимании отцов
00:11:40
церкви
00:11:42
вышли соборного разума а
00:11:46
так как каждый человек может быть и
00:11:49
мерилом
00:11:50
морального и не морального
00:11:54
ситуация она еще больше усложняется
00:12:07
кант
00:12:09
считался добропорядочным лютеране на
00:12:13
18 века
00:12:15
конечно бы
00:12:17
лютор крайне по возмутился бы идеям
00:12:20
канта
00:12:22
потому что первые протестанты они были
00:12:24
уверены что если они оставят человека
00:12:27
один на один с библии сам описание
00:12:30
истолкует себя и научит человека основы
00:12:35
веры
00:12:36
но так как каждый человек по-своему
00:12:39
неповторим и
00:12:41
глубоко
00:12:43
субъективен как вещь замкнуты в сама в
00:12:47
себе и само на себя
00:12:50
они не догадывались что это
00:12:55
приведет к очень серьезным нравственном
00:12:59
моральным потерям
00:13:02
особенность любого человека
00:13:06
хотя мы не всегда находим оправдание для
00:13:11
других людей
00:13:12
при том или ином действии ошибочно мы
00:13:16
всегда
00:13:18
находим оправдание для себя и
00:13:24
сама наша память она устроена так что
00:13:29
самые неприятные моменты в нашей жизни
00:13:33
они
00:13:35
как бы стираются из нашей памяти
00:13:40
во-первых неудобно все время конечно
00:13:42
думать о чем-то плохом и
00:13:46
по своим бесперспективно тут можно
00:13:50
согласиться с картом но
00:13:54
одно дело когда мы исповедуем свои
00:13:58
проблемы и
00:14:02
переживаем божье оправдание другое дело
00:14:06
когда мы придаем их забвению
00:14:16
канту принадлежат вот эти знаменитые
00:14:20
слова
00:14:21
относись к человеку как к цели а не как
00:14:27
к средству
00:14:35
раньше целью
00:14:37
во времена схоластов это бог
00:14:42
бог первопричина и
00:14:45
первый двигатель
00:14:47
возникшего мира и
00:14:50
конечная цель по климату а
00:14:54
по канту
00:14:58
целью является сам человек не
00:15:02
человечеству а именно человек
00:15:06
по отношению к самому себе как вещь сама
00:15:10
в себе и замкнутые на себя i
00:15:14
can't начинает рассматривать бога именно
00:15:18
как средство
00:15:21
так как в этой жизни
00:15:24
нравственный человек
00:15:26
ну прямо скажем не всегда живет
00:15:29
счастливо
00:15:31
бог в понимании канта необходим как
00:15:36
гарант
00:15:37
воздаяние после этой жизни ну
00:15:41
действительно несправедливость если
00:15:45
нравственный человек страдает
00:15:48
грешник благоденствует это
00:15:52
несправедливо
00:15:54
поэтому да
00:15:56
как признает
00:15:59
будет воздаяние и
00:16:04
тут не кают вопрос
00:16:08
в чем тогда состоит особенность
00:16:11
и новизна канта
00:16:15
он считает что совершил
00:16:22
коперник андская революцию философии как
00:16:25
коперник перевернул в астрономии многие
00:16:30
представления can считался у нас
00:16:31
совершил kopernik ханскую революцию
00:16:34
философии и
00:16:39
действительно влияние канта на
00:16:44
богословие сильно сказывалось
00:16:47
последующие два века
00:16:50
это 19 и 20 века
00:16:56
прежде всего протестантское богословие
00:16:59
имеется в виду но
00:17:02
влияние канта
00:17:06
испытала и
00:17:08
православная мысль и римо-католической
00:17:10
мысль
00:17:16
карт
00:17:18
проповедует человека центризм
00:17:24
человек для себя его имя себя и
00:17:30
религия канта она глубоко эгоистично
00:17:35
она глубоко эгоистично и
00:17:39
неизбежно приводят к жестокости
00:17:43
в физиологическом прежде всего отношения
00:17:47
к людям которые не солидарные с этой
00:17:52
идеологии с этой философии канта
00:17:56
если до канта существовали две главные
00:18:00
философские школы
00:18:03
рационалисты и
00:18:05
эмпирики
00:18:08
рационалиста они
00:18:11
подчеркивали роли разума в процессе
00:18:15
познания ой береке роль опыта
00:18:20
роль куб это
00:18:22
то есть и пейте считали что
00:18:25
разум
00:18:27
замкнутые сам для себя
00:18:30
в кабинетных условиях это одно
00:18:35
личный опыт каждого человека это действо
00:18:38
другое
00:18:42
ну как вопросе о благоденствии
00:18:45
грешника и
00:18:47
вопросе о страдания нравственный человек
00:18:57
кант
00:18:59
решил взять нечто лучшее из двух этих
00:19:03
школ от
00:19:05
рационалистов и empirical
00:19:10
так как он полагал что
00:19:14
мы его получаем знания через восприятие
00:19:22
через
00:19:25
перцепция
00:19:27
на философском языке через перцепция то
00:19:31
есть через пять органов чувств и
00:19:35
через внутреннее ощущение и
00:19:42
вот в этом смысле он соглашается с
00:19:46
эмпирика my
00:19:50
оказывается очень важно
00:19:53
как мы переживаем вот эти животные
00:19:55
чувства
00:19:58
которые присутствуют в нашем теле
00:20:08
при всем при этом он
00:20:17
догадывается что
00:20:20
экспериментальным путем невозможно
00:20:26
понять такие вещи как
00:20:29
причинно-следственная связь
00:20:36
что такое причинно-следственная связь
00:20:39
некое событие а
00:20:44
порождает события b
00:20:50
но при всём при этом мы не всегда
00:20:52
понимаем
00:20:53
как это происходит и почему это
00:20:57
происходит
00:20:59
ну например исторический пример
00:21:05
унижении германии
00:21:08
после первой мировой войны
00:21:11
когда и французы и поляки и чехи
00:21:18
буквально раздел банили территорию
00:21:22
германии и
00:21:24
много и немцы потеряли
00:21:28
казалось бы это должно было бы смирить
00:21:31
немецкий дух и
00:21:34
раз и навсегда отбить у них стремление
00:21:38
к
00:21:40
какой-то агрессии но на самом деле это
00:21:43
состояние она стимулировала реально
00:21:47
подъем милитаристских настроение самом
00:21:52
германском обществе
00:21:53
без чего
00:21:55
эффект адольфа гитлера были состоялся
00:21:59
этот мрачный эффект адольфа гитлера но
00:22:04
это рецидив из
00:22:06
немецкой истории
00:22:07
то есть то что близко
00:22:11
канту
00:22:22
и когда человек хочет понять как одно
00:22:25
событие сказываются на другом
00:22:30
осмыслить это
00:22:33
вот здесь нужен разум
00:22:38
разум
00:22:41
который должен вывести из одного события
00:22:45
другую событие
00:22:47
мы есть например пружину шума и сжимаем
00:22:51
нажимаем по какой-то момент
00:22:55
она неизбежно может вырваться из наших
00:22:59
рук и
00:23:01
обрести такую свободу и
00:23:12
кант утверждает что
00:23:16
чистый разум
00:23:19
нам не поможет
00:23:25
мы хотим понять
00:23:28
причинно-следственную связь
00:23:31
но совершенно очевидно что личный опыт
00:23:33
каждого из нас он недостаточно
00:23:38
убедителен
00:23:41
и
00:23:42
в теологических вопросах теологических
00:23:45
пониманиях
00:23:47
кант
00:23:48
провозглашает что
00:23:50
разум не может познать душу
00:23:54
или бога
00:23:56
поскольку они
00:23:58
не вмещаются
00:24:00
структуры человеческого мышления
00:24:04
структуры
00:24:06
чистого разума
00:24:09
то что было связано с естественной
00:24:13
религии природной религию и
00:24:15
[музыка]
00:24:17
это было
00:24:20
для канта проблема и
00:24:28
он
00:24:30
окончательно похоронил
00:24:33
в некотором смысле
00:24:35
под такую безграничную веру
00:24:40
вашу
00:24:43
веру в разум в том смысле что у человека
00:24:47
сама достаточно но у человека нету опыта
00:24:51
как он может устанавливать
00:24:54
причину свет следственную связь между
00:24:57
событиями
00:25:00
если здесь бедная эксперимента ничего
00:25:04
нельзя
00:25:05
добиться
00:25:10
и вот
00:25:12
он объявляет
00:25:15
веру
00:25:17
в чистый разум некий догматизма
00:25:24
признавая ограничены сразу
00:25:28
да я могу попытался представить вот
00:25:31
сейчас в противостоянии между россией и
00:25:35
америкой а к чему это может привести
00:25:40
но
00:25:43
я не сталкивался с чем-то таким
00:25:46
аналогичным и
00:25:51
без эксперимента
00:25:53
мое представление это то что может быть
00:25:57
глубоко субъективна
00:26:02
человек ограниченное существо и
00:26:08
он не способен
00:26:11
пробиться к бесконечности
00:26:14
собственной души и
00:26:17
бесконечности бога и его замысла
00:26:22
поэтому естественно и религия для канта
00:26:27
это и акт смирения
00:26:30
вот это я понимаю а этого я не понимаю
00:26:34
но ошибка кант
00:26:37
серьёзная ошибка
00:26:40
он
00:26:41
ограничивает свои знания
00:26:45
вот тем кто ему доступно а то что
00:26:49
недоступно для разумения он это просто
00:26:52
игнорирует
00:26:54
игнорирует
00:26:57
как еще говорил аквинат
00:27:02
если бы человек жил бы только земной
00:27:05
жизнью до достаточно было бы
00:27:07
философского знания то есть человеческих
00:27:10
логических рассуждений
00:27:12
вот так как имеется в виду жизнь и вечно
00:27:16
и за гробом а эта земная жизнь только
00:27:20
приготовление к ней то совершенно
00:27:23
очевидно что философского личного опыта
00:27:27
человека
00:27:29
совершенно недостаточно
00:27:32
мы нуждаемся еще и в откровенном
00:27:37
божественное знание
00:27:44
но зачем канту нужен бог
00:27:51
ведь
00:27:53
кант считает что все что вне человек это
00:27:56
средство а вот бог как средство в
00:28:00
понимании канта это для чего
00:28:10
кант идет следующим путём
00:28:13
да для того чтобы нравственные принципы
00:28:18
обосновать
00:28:20
надо сослаться на высший божественный
00:28:22
авторитет
00:28:25
но так как мы не можем
00:28:28
доказать существование бога
00:28:31
мы не можем доказать
00:28:36
жизненной необходимости самих моральных
00:28:40
устоев которые мы таковыми объявляем
00:28:43
это был
00:28:45
замкнутый круг
00:28:53
как не отрицает существование бога и
00:29:00
более того он говорит о существовании
00:29:04
бога о вечности души и
00:29:09
о свободе
00:29:16
и в его понимании
00:29:18
представления о боге и о душе и о
00:29:22
свободе
00:29:25
они не могут быть
00:29:27
обоснованы чистым разумом
00:29:31
свобода это право выбора
00:29:35
это не инстинкт
00:29:38
это выбор между кем ты кем-то чем ты
00:29:42
чем-то и вот тут кант заходит в некий
00:29:46
тупик
00:29:51
в его понимании
00:29:54
вот эти мысли о боге о
00:29:58
бессмертии души
00:30:00
потом выборе которые неизбежно делают
00:30:04
человек
00:30:05
они
00:30:07
необходимы из моральных соображений
00:30:11
и
00:30:14
вытекают из практического разума
00:30:19
если чистый разум а то есть разум как
00:30:22
таковой но если практически сразу
00:30:26
который устанавливает
00:30:29
целесообразность
00:30:31
того или иного явления и
00:30:37
если праведный страдает
00:30:42
канту чтобы объяснить целесообразность
00:30:46
праведности на доп разгласить веру в
00:30:49
бессмертие души
00:30:51
до
00:30:53
правильность страдают в эта жизнь будет
00:30:55
наслаждаться будущий грешник совершает
00:30:58
преступление в этой жизни
00:31:00
благоденствует но будет наказан будущей
00:31:04
жизни а
00:31:06
бог это есть понимание кант этот
00:31:10
механизм который осуществляется пройду
00:31:12
ишь ведь
00:31:15
и бог и душа и вечная жизнь это средство
00:31:21
для карт он поставил во главу угла
00:31:26
религии человека божия и все вращается
00:31:30
вокруг
00:31:33
человеческих интерес и
00:31:37
в понимании канта вечность души она
00:31:40
необходима чтобы человек знал
00:31:43
что его жизнь это не только здесь
00:31:50
сегодня и сейчас
00:31:52
нет
00:31:54
это не совсем так
00:32:02
вечность души необходимо чтобы человек
00:32:05
знал
00:32:07
что
00:32:08
за все придет воздаяние
00:32:13
бог необходим
00:32:16
так как он и обеспечит торжество
00:32:22
моральной справедливости
00:32:25
после этой жизни
00:32:28
после этой жизни а
00:32:31
свобода она нужно
00:32:37
чтобы человек нёс ответственность за
00:32:40
свои поступки потому что если человек что-то делает в
00:32:44
результате несвободы он как бы и не
00:32:47
несет прямую ответственность за то что
00:32:49
он делает
00:32:56
его боже проследить влияние канта на
00:33:01
богословия
00:33:04
первое
00:33:07
наивный
00:33:09
чистый рационализм
00:33:12
окончательно потерял свою
00:33:15
привлекательность
00:33:18
потому что
00:33:21
объяснить
00:33:23
наличие несправедливости
00:33:26
в природе вещей
00:33:29
опираясь только на чистый разум кант не
00:33:34
может и
00:33:35
все так гармонично и строя
00:33:41
он не был скептиком
00:33:43
или
00:33:44
и
00:33:45
рационалистом
00:33:49
напротив
00:33:51
он подчеркивает роль разума
00:33:54
в процессе познания
00:34:04
но именно поэтому после канта
00:34:09
системы рациональных
00:34:12
доказательств бытия
00:34:14
божия
00:34:17
она рухнула
00:34:20
она рухнула
00:34:22
потому что при всем при этом кант
00:34:25
признают
00:34:28
недостаточность нашего разума который
00:34:32
обусловлен нашими чувствами
00:34:35
то что связано с нашим
00:34:38
животное существование по сути дела
00:34:42
заводит богословия прежде немецкое
00:34:46
богословие некий такой экзистенциальный
00:34:49
тупик
00:35:04
деизм вот это направление мысли деизм
00:35:10
не оправдан
00:35:16
ведь он строится на рассудочных
00:35:19
рассуждениях о боге
00:35:22
до
00:35:24
кант
00:35:26
продолжает исповедовать религию человека
00:35:29
божия но в его понимании сам человек
00:35:33
ущербен а
00:35:36
бог слишком над мирный слишком
00:35:40
непостижим и
00:35:47
люди которые заходят в этот кантовский
00:35:51
тупик
00:35:52
они видят выход из него возможность
00:35:55
выход выхода из него в атеизме
00:35:59
вот так он представляется удобнее
00:36:03
потому что признавая наличие бог бога в
00:36:07
мире человек еще больше подчеркивает
00:36:10
свое несовершенство
00:36:14
свое несовершенство а исключая бога из
00:36:18
этого мира человек объявляет себя венцом
00:36:22
творения да каждый мы знать чего-то не
00:36:26
хватает до человек не может знать все но
00:36:31
он имеет преимущество перед
00:36:34
коровы перед обезьяны перед павлином
00:36:38
перед собакой и перед кошкой
00:36:46
и в противоположность этому
00:36:48
отцы церкви принимают человека как
00:36:52
средние существо между ангелом и
00:36:55
животным и
00:36:57
в зависимости от того к чему человек
00:36:59
стремится
00:37:01
прежде всего
00:37:04
к над мирному небесному состоянию или
00:37:08
животному
00:37:10
он реализуются в том или другом
00:37:16
понимание отцов церкви
00:37:19
человек средняя между
00:37:22
духовным и материальным
00:37:25
ведь о сотворении человека сказано и
00:37:28
создал господь бог человека из праха
00:37:31
земного и вдунул в лице его дыхание
00:37:34
жизни и стал человек душою живою
00:37:38
значит в человеке если то что связано с
00:37:42
материальным это что связано с над
00:37:45
мирным то есть с духовным и
00:37:50
в зависимости от того хочет он
00:37:53
уподобиться там
00:37:55
ангельскому бытию или
00:37:58
скатиться на животный уровень
00:38:02
как бы и
00:38:04
реализуется его потенциал или совершенно
00:38:08
игнорируется и никак не
00:38:10
реализуются и
00:38:17
вот
00:38:18
православной традиции всегда очень
00:38:22
настороженно относились к доказательства
00:38:24
бытия божия и
00:38:26
прежде всего потому что кант
00:38:30
скомпрометировал
00:38:32
сама возможность
00:38:35
доказать бытие божие так как он
00:38:40
рассуждая
00:38:42
чистом разуме и о практическом разуме
00:38:45
установил
00:38:47
несовершенство и первые 2
00:38:50
это забыл jk печальный вклад
00:38:54
богословскую мысль
00:38:56
второе
00:39:02
после канта
00:39:08
богословие начинает формироваться
00:39:12
на основе
00:39:14
именно моральных принципов
00:39:18
если до канта
00:39:22
как бы разу за дает
00:39:26
всему а
00:39:29
направление
00:39:30
то критика чистого разума
00:39:33
канта
00:39:35
она ставит под сомнение
00:39:40
скажем так день способность
00:39:42
человеческого рассудка и
00:39:45
если человек это только думающий
00:39:49
животное
00:39:51
то наверно очень важно чтоб человек
00:39:55
придерживаться неких табу неких запретов
00:39:59
моральных и нравственных
00:40:03
принципов
00:40:07
но исполнение моральных принципов
00:40:12
возможно при условии сейчас свободен то
00:40:15
есть он делает выбор и
00:40:23
его совесть совесть человека
00:40:28
она должна требовать
00:40:31
или
00:40:33
проявлять моральный интерес
00:40:37
моральный интерес это
00:40:39
понятие канта моральную жить решимость
00:40:46
не мораль таким образом
00:40:49
основывается на религией по карту все
00:40:53
наоборот
00:40:54
религий основывается на морали
00:40:57
на тех моральных интересах
00:41:02
целесообразности моральных постулатов
00:41:05
то на чем на 100 в it camp это был еще
00:41:10
один тупик
00:41:12
потому что моральные ценности
00:41:16
неподтвержденные
00:41:20
над мирным авторитетом
00:41:23
отдаются на
00:41:28
волю человеческого
00:41:32
рассуждения это что для одного
00:41:36
считается моральным для другого может
00:41:40
выглядеть аморальным и наоборот
00:41:44
это был еще один тупик
00:41:48
в которой кант
00:41:51
вводит
00:41:53
богословов
00:41:54
которые пытались как-то
00:41:57
сообразовать свои представления с его
00:42:01
философии и так подведем итог по поводу
00:42:05
канта его участия в протестантская
00:42:09
просто сеем
00:42:11
да да канта эпоха просвещения это вера в
00:42:17
то что человек мерило всего
00:42:19
но
00:42:21
эмпирическое восприятие человека
00:42:24
показывает что
00:42:27
многое на что человек способен
00:42:31
она обусловлена
00:42:35
миром его животных чувств
00:42:39
например
00:42:40
samsung np рик рассуждал что мы видим
00:42:45
очень много
00:42:47
в искаженном виде
00:42:49
ведь форма нашего глаза она
00:42:53
не плоская а вот не некий такой шар
00:42:57
вставлен а если мы через какой-то шар
00:43:01
стеклянный например смотрим на предмет
00:43:04
то искажается
00:43:06
как бы
00:43:08
сама структура этого предмета его форма
00:43:13
так как все что в нас оно обусловлено
00:43:18
нашими чувствами
00:43:21
следовательно
00:43:24
мы являемся заложниками этих чувств
00:43:28
заложниками этих чувств но мы не можем
00:43:32
мыслить иначе как только
00:43:36
отталкиваясь от опыта наших чувств ну
00:43:39
например вы видите что-то черное справа
00:43:43
небольшого размера вот таким боковым
00:43:46
зрением видите java двигается и у вас
00:43:50
сразу в голове мысли что такое может
00:43:53
двигаться вот именно такого размера ну
00:43:56
конечно кошка конечно же ковка i
00:44:04
can't в некотором смысле он имеет
00:44:09
свои заслуги и свою жизнь серьезные
00:44:12
ошибки а
00:44:14
критика чистого разума
00:44:19
осуществленная кота
00:44:21
она связала ческое разум человеческими
00:44:25
чувствами
00:44:28
человеческое чувство и и
00:44:32
было показано кантом несовершенства
00:44:36
человеческого разума
00:44:38
потому что рациональная эмпирическая
00:44:43
очень трудно
00:44:46
совмещаются
00:44:47
очень трудно заключаются
00:44:51
и почему например многие люди видят угрозу
00:44:54
в том что если какие-то инопланетяне
00:44:59
прилетят к нам
00:45:02
это обязательно будет какая-то трагедия
00:45:06
это связано с тем что у них может быть
00:45:12
другой набор чувств может быть у них
00:45:15
иначе глаза устроена
00:45:17
может быть лишь слуха нету может быть
00:45:20
они ощущают только вибрации и
00:45:23
тогда мне допамин недопонимания между
00:45:26
разными формами разумной жизни могут
00:45:29
привести к конфликту и
00:45:34
следующее что мы должны рассмотреть это
00:45:38
романтизм
00:45:41
романтизм то что прямо
00:45:44
вытекает на мой взгляд
00:45:47
из смещения
00:45:50
рационального мир чувств
00:45:53
когда разум объявляется зависимым от
00:45:59
чувств и вот здесь как бы победа
00:46:02
эмпирического нато рассудочным
00:46:05
рационально
00:46:08
романтизм
00:46:13
он провозглашает
00:46:17
вот сам эту чувственность человеческую
00:46:20
чем-то значимым и
00:46:24
очень
00:46:26
важно для человека
00:46:32
а цена мистические идеи просвещения
00:46:36
они коснулись они только религии
00:46:38
богословия
00:46:40
меняется
00:46:43
отношения человека мыслящего
00:46:49
полностью изменено мышление человека
00:46:54
аспекты его жизни и
00:47:05
люди начинают рассуждать о том
00:47:08
что мало
00:47:10
иметь рациональное суждение
00:47:15
моральные качества
00:47:17
моральные качества потому что все это
00:47:21
выглядит чем-то холодным и даже
00:47:25
бесчувственно
00:47:27
бесчувственным и
00:47:30
именно со второй половины 18 века в
00:47:34
литературе в музыке
00:47:36
архитектуре и живописи
00:47:40
философий прежде всего и
00:47:43
даже религии религий всегда рядом с у
00:47:46
нас опере хотя в идеале философии то
00:47:50
служанка
00:47:52
служанка
00:47:54
при теологии и один оборот
00:47:57
но в ипостаси иных процессах всё
00:48:01
меняется местами и
00:48:04
со второй половины 18-го века
00:48:08
литература музыка архитектуры жил без
00:48:11
философии религия
00:48:14
оказывается все связано с
00:48:18
романтизмом
00:48:20
романтизма
00:48:26
и вот те люди которые
00:48:30
ощущали себя осознавали себя причастными
00:48:34
к романтизму вот таких до называли их
00:48:37
романтиками но не в том смысле как в
00:48:42
советское время использовалась это слово
00:48:47
но в смысле
00:48:50
той связи
00:48:54
которые существует
00:48:57
или кому-то кажется что она существует
00:49:01
между разумным и чувственно
00:49:05
когда чувственное
00:49:07
начинает реально превозноситься надо
00:49:11
разумным
00:49:16
и
00:49:18
вот это самое мироощущение
00:49:23
романтиков период романтизма
00:49:26
она как бы переключается
00:49:30
на внутренний мир человека
00:49:33
прежде всего его эмоций
00:49:37
чувств
00:49:39
переживаний
00:49:41
интуиции
00:49:42
воображения
00:49:44
вдохновения и
00:49:46
в отличие от деятели просвещения
00:49:51
люди которые они разделяли
00:49:54
такое мироощущение
00:49:57
они начинают меньше увлекаться наукой
00:50:01
больше искусством
00:50:04
меньше пишут прозу больше занимаются
00:50:08
поэзии
00:50:11
меньше работают больше развлекаются и
00:50:20
здесь они перестают обращать внимание на
00:50:24
некие моральные условности
00:50:30
для них важнее
00:50:33
свобода личности такой романтической
00:50:36
личности
00:50:38
человек перестает говорить я знаю что
00:50:42
это так говорит я чувствую что это так
00:50:46
вот романтическое чувство это конечно же
00:50:50
чувство прелести и
00:50:52
потому что как мы знаем в результате
00:50:56
грехопадения
00:50:57
чувственный аппарат пострадал
00:51:00
значительно больше чем
00:51:03
рассудочные аппарат
00:51:06
средоточие чувств напоминаю это наше
00:51:09
сердце
00:51:11
а как христос говорит из сердца исходит
00:51:14
блуд кража всякая нечистота убийство это
00:51:19
перед родами и
00:51:23
разум пострадал меньше в результате
00:51:26
грехопадения и павел об этом тоже пишет
00:51:29
он пишет что
00:51:33
вот эту безысходность что же делать он
00:51:38
восклицает ее надо разрешать как буду
00:51:41
молиться духом буду молиться умом
00:51:45
буду петь духа
00:51:47
буду петь умом и от отцы выразили эту
00:51:52
мысль словами что очень важно не
00:51:55
доверяться собственным чувствам а
00:51:59
погрузить рожу сердце и
00:52:02
рассматривать движение чувств чтобы
00:52:05
распознать
00:52:08
опасность тех или иных чувств
00:52:11
остудить их остановить
00:52:15
как вначале утреннего правил у нас
00:52:18
говорится чтобы нельзя начинать молитву
00:52:22
прежде не успокоятся
00:52:25
чувствования
00:52:27
чувствования так вот сторонники
00:52:31
романтизма они
00:52:35
как раз
00:52:38
они как раз ратовали
00:52:41
совсем о
00:52:43
противоположном им казалось что
00:52:48
чувственность это и есть тот инструмент
00:52:51
когда на уровне интуиции
00:52:54
ощущения человек может
00:52:58
прийти более значимым истинном чем
00:53:02
нежели он будто кальция расу .
00:53:06
все это как
00:53:09
осознать
00:53:14
таким образом сторонники романтизма
00:53:17
начинают
00:53:18
в меньшей степени стремится к покою
00:53:26
они
00:53:28
авантюристы
00:53:29
они больше рискуют и
00:53:33
стремятся к риску
00:53:36
страсти и
00:53:39
увлекательности
00:53:42
меньше ценили правильность и разумность
00:53:47
точность и у порядочность а больше
00:53:50
ценили жизненность естественность
00:53:54
привлекательность и оригинальность
00:54:01
романтики это люди
00:54:03
которые движимы своими чувствами и такой
00:54:07
яркий представитель романтизма это
00:54:11
лорд байрон
00:54:13
который экспериментирует со своими
00:54:18
чувствами
00:54:20
доверяет интуиции больше
00:54:23
чем
00:54:25
1 удачному анализу и
00:54:29
возникают серьезные проблемы
00:54:33
такие философы
00:54:36
романтизма они
00:54:38
не нуждаются
00:54:40
в рациональных аргументов
00:54:43
поэтому они их не используют
00:54:48
они отвергают аргументы
00:54:51
рациональные в пользу существования бога
00:54:53
и
00:54:56
если они признают веру в бога то
00:55:01
отталкиваясь от
00:55:06
чувство которое порождается созерцанием
00:55:09
красоты природы
00:55:12
красоты природы
00:55:16
величия
00:55:18
надежда чего-то неизведанного или просто
00:55:22
на том что сердце так подсказывает
00:55:26
сердце так подсказывает как говорят
00:55:29
сердце так вещью и
00:55:31
вещает
00:55:38
и
00:55:39
в результате
00:55:42
из романтизма вырастает
00:55:47
модернизм декадентский модернизм и
00:55:51
появляются новые герои
00:55:54
уже не лорд байрон а
00:55:58
оскар white
00:56:02
скандально известная оскар white
00:56:06
который
00:56:08
подчиняется
00:56:10
чувством
00:56:12
он разрушает собственную семью
00:56:15
за содомию его
00:56:18
приговаривают к 2 годам заключения
00:56:22
он теряет всю свою репутацию в
00:56:25
результате
00:56:29
он был иконы этого времени для
00:56:33
британской прежде всего
00:56:37
молодежные или ты как-то договорили
00:56:40
эссенция эссенция и
00:56:43
эта икона дала трещину
00:56:48
но в его жизни происходит все таки
00:56:52
разрыв с романтизмом когда жестокая
00:56:55
реальность
00:56:56
после тюрьмы живет во франции
00:56:59
в нищете
00:57:02
пьянствует и
00:57:04
вдруг он понимает что все
00:57:08
приходит концу и он не хочет иметь такой
00:57:12
конец и он ищет никого ортодоксии для
00:57:16
себя для протестанты
00:57:20
orthodoxy это прежде всего католицизм с
00:57:25
более строгими правилами устоями и почти
00:57:28
на смертном одре он принимает
00:57:31
католическую веру
00:57:33
исповедует запрещается
00:57:37
это было осознание тем человеком
00:57:41
что путь который он избрал оказался
00:57:44
путем в никуда
00:57:49
от
00:57:52
романтического чувства человек может
00:57:55
прийти к абсолютному
00:57:58
атеистическому бесчувствия
00:58:00
вот такая опасность она существует и
00:58:04
если вспомнить
00:58:07
как себе революцию представляли
00:58:11
чернышевский
00:58:14
герца
00:58:16
белинский там и так далее и
00:58:19
в какой кровавое месиво
00:58:22
все это превратилось
00:58:26
вот это результат
00:58:29
человек думает что еще руководствуются
00:58:31
чувствами
00:58:32
то это правильное чувство они
00:58:35
естественно чувства они не обманут
00:58:38
сердце пищу и ты так далее
00:58:40
но в конце концов человек который не
00:58:44
контролирует умом
00:58:45
движение чуть сердце
00:58:48
в нем побеждает плотные начала скотское
00:58:53
начала
00:58:54
его впадает
00:58:57
в атеистические
00:58:59
материале и
00:59:02
а людвиг фейербах
00:59:04
такой яркий пример
00:59:07
движение от романтизма к вульгарному
00:59:11
атеизму он заявляет что интересы
00:59:14
человеческого желудка в конце концов
00:59:18
важнее
00:59:20
важнее
00:59:22
вопросов
00:59:23
там если бог или нет
00:59:30
романтизм не пользуются
00:59:32
рациональными аргументами
00:59:36
но они опираются на чувства и
00:59:42
многие богословы которые пытались
00:59:45
примирить
00:59:46
христианство и модернизм то что
00:59:50
рождается
00:59:52
от романтизма
00:59:57
некоторым эти изменения казались хорошей
01:00:01
возможностью
01:00:02
они задумались
01:00:06
если оказалось сложно построить религию
01:00:09
на разуме может действительно проще
01:00:11
построить ее на
01:00:14
чувствах о
01:00:16
чувствах я так чувствую я так
01:00:20
осознаю себя и
01:00:25
вот в следующей беседе о
01:00:30
постоянных процессах
01:00:32
в западе прежде всего протестантском
01:00:35
западе
01:00:38
мы увидим какое влияние оказали
01:00:41
богословы
01:00:43
которые от романтизма приходят
01:00:45
модернизму
01:00:49
модерну
01:00:50
в части на основания либеральные
01:00:54
теологии
01:00:56
фридриха
01:00:57
шлейермахер а своим a hero
01:01:02
для нас очень важно
01:01:06
то что мы
01:01:08
исследуем вот эти
01:01:10
западные поста сильные процесс и
01:01:14
потому что все эти процессы
01:01:18
воли какого-то злого рока
01:01:21
они
01:01:25
проявляются в нашем мире врушка мире
01:01:30
из ясно что такие светлые умы как
01:01:34
алексей степанович хомяков
01:01:36
а
01:01:37
киевские я беру у славянофилов и
01:01:40
западников
01:01:41
они очень увлекались именно немецкой
01:01:45
философии и
01:01:49
для некоторых из них
01:01:54
движение от рационализма
01:01:58
к чувственному романтизму от
01:02:02
рассудочного рационализма чувственного
01:02:04
романтизму для некоторых кончались
01:02:07
атеист атеизмом таким грубо и вульгарным
01:02:12
материалистическим
01:02:13
хотя коснусь с хомяком и в брать микки
01:02:18
резкими
01:02:19
истины евангелия победила в этом случае
01:02:22
но проблемы остаются проблемами
01:02:27
христианство это единственно
01:02:30
мировоззрение которое говорит о том что
01:02:32
необходимо соблюдать равновесие между
01:02:37
рациональным и чувственным и
01:02:41
мы не начинаем свою духовную жизнь
01:02:45
дондеже не успокоится наше чувствования
01:02:48
но при этом мы понимаем
01:02:51
что лучше в церкви сказать 5 слов на
01:02:54
понятном языке
01:02:56
чем нежели тьму слов на
01:02:59
непонятном языке
01:03:02
потому что нельзя исключать
01:03:05
рассудок и жизни человека потому что
01:03:10
именно разум может осуществить разум
01:03:14
просвещенный
01:03:16
откровением может осуществиться
01:03:18
равновесии с миром наших чувств
01:03:21
до в писании сказано что плоть
01:03:25
противятся духу духа противиться плоти
01:03:29
но чудо боговоплощения чудо бога
01:03:34
воплощения то что во христе божественной
01:03:37
и человеческой а оказалось неразлучным
01:03:41
нераздельным неизменным хотя они
01:03:44
слиянными халкида ским определение
01:03:47
показывает нам что гармония возможно
01:03:52
гармония возможно но нужен не просто
01:03:55
рассудочной разу а разум просвещенной
01:03:59
откровение
01:04:01
который контролирует чувства и
01:04:04
цель этого контроля чтобы мы пришли к
01:04:08
чему
01:04:09
новый совет сообщает что мы нуждаемся в
01:04:13
чувствование
01:04:15
христовых как в нем все прибывала в
01:04:20
гармоническом соотношение
01:04:23
он воплощается для того чтобы явить нам
01:04:26
пример
01:04:28
того как не впадая в противоречивые
01:04:32
крайности мы можем состояться как
01:04:36
настоящие люди
01:04:38
которые между животным ангельским
01:04:41
выбирают ангельская между земным и
01:04:44
небесным
01:04:46
предпочтение отдают не был
01:04:56
и
01:04:58
как я уже сказал следующий раз если вы
01:05:01
уже его господь позволит
01:05:03
мы будем рассматривать уже
01:05:07
теологический аспект апостасия
01:05:10
чтобы нам лучше понять и разобраться
01:05:13
чего мы должны опасаться
01:05:17
в нашей духовной жизни а
01:05:20
в каких случаях мы можем
01:05:24
оправить принципиальную твердость
01:05:28
отстаивает те вероубеждения
01:05:30
ортодоксальные которые являются
01:05:34
основаниям не для беспокойства а для
01:05:40
уверенности в надежде как в писании
01:05:44
сказано в надежде вы спасены и также
01:05:48
сказано а надежда не постыжает
01:05:52
это пожалуй все что мне хотелось сегодня
01:05:57
сказать по этому вопросу и
01:06:03
встречи раз мы будем говорить уже о
01:06:07
либеральной теологии и какую опасность
01:06:10
она представляет для
01:06:13
ортодоксального
01:06:14
человека
01:06:19
спаси вас господь

Описание:

Поддержать канал можно перечислив любую сумму на номер Сбербанк 5469 3800 1336 6850 Катерина Григорьевна (редактор канала) ПРЕДМЕТ (СДА): Миссионерские аргументы в инославной и атеистической среде ОТ "ЧИСТОГО РАЗУМА" КАНТА, К ЧУВСТВЕННОМУ БЕЗУМИЮ "РОМАНТИЗМА". 🔸 Протестантская апостасия 🔸 Поставление отдельного человека во главу экзегезы Писания 🔸 Метод постижения Иммануила Канта (1724 - 1804) 🔸 Догмат о Троице 🔸 "Неудобные" догматы 🔸 Революция в философии 🔸 Человекоцентризм 🔸 "Критика чистого разума" 🔸 Практический разум 🔸 Крах рациональных доказательств существования Бога 🔸 Моральные ценности 🔸 Богословские тупики 🔸 Романтизм 🔸 Чувственность 🔸 лорд Байрон 🔸 Оскар Уайльд. Декадентский модернизм 🔸 Атеистическое бесчувствие 🔸 Людвиг Фейербах 🔸 Фридрих Шлейермахер Группа в ВКонтакте : https://vk.com/oleg_steniaev

Готовим варианты загрузки

popular icon
Популярные
hd icon
HD видео
audio icon
Только звук
total icon
Все форматы
* — Если видео проигрывается в новой вкладке, перейдите в неё, а затем кликните по видео правой кнопкой мыши и выберите пункт "Сохранить видео как..."
** — Ссылка предназначенная для онлайн воспроизведения в специализированных плеерах

Вопросы о скачивании видео

mobile menu iconКак можно скачать видео "ОТ "ЧИСТОГО РАЗУМА" КАНТА, К ЧУВСТВЕННОМУ БЕЗУМИЮ "РОМАНТИЗМА". Протоиерей Олег Стеняев"?mobile menu icon

  • Сайт http://unidownloader.com/ — лучший способ скачать видео или отдельно аудиодорожку, если хочется обойтись без установки программ и расширений. Расширение UDL Helper — удобная кнопка, которая органично встраивается на сайты YouTube, Instagram и OK.ru для быстрого скачивания контента.

  • Программа UDL Client (для Windows) — самое мощное решение, поддерживающее более 900 сайтов, социальных сетей и видеохостингов, а также любое качество видео, которое доступно в источнике.

  • UDL Lite — представляет собой удобный доступ к сайту с мобильного устройства. С его помощью вы можете легко скачивать видео прямо на смартфон.

mobile menu iconКакой формат видео "ОТ "ЧИСТОГО РАЗУМА" КАНТА, К ЧУВСТВЕННОМУ БЕЗУМИЮ "РОМАНТИЗМА". Протоиерей Олег Стеняев" выбрать?mobile menu icon

  • Наилучшее качество имеют форматы FullHD (1080p), 2K (1440p), 4K (2160p) и 8K (4320p). Чем больше разрешение вашего экрана, тем выше должно быть качество видео. Однако следует учесть и другие факторы: скорость скачивания, количество свободного места, а также производительность устройства при воспроизведении.

mobile menu iconПочему компьютер зависает при загрузке видео "ОТ "ЧИСТОГО РАЗУМА" КАНТА, К ЧУВСТВЕННОМУ БЕЗУМИЮ "РОМАНТИЗМА". Протоиерей Олег Стеняев"?mobile menu icon

  • Полностью зависать браузер/компьютер не должен! Если это произошло, просьба сообщить об этом, указав ссылку на видео. Иногда видео нельзя скачать напрямую в подходящем формате, поэтому мы добавили возможность конвертации файла в нужный формат. В отдельных случаях этот процесс может активно использовать ресурсы компьютера.

mobile menu iconКак скачать видео "ОТ "ЧИСТОГО РАЗУМА" КАНТА, К ЧУВСТВЕННОМУ БЕЗУМИЮ "РОМАНТИЗМА". Протоиерей Олег Стеняев" на телефон?mobile menu icon

  • Вы можете скачать видео на свой смартфон с помощью сайта или pwa-приложения UDL Lite. Также есть возможность отправить ссылку на скачивание через QR-код с помощью расширения UDL Helper.

mobile menu iconКак скачать аудиодорожку (музыку) в MP3 "ОТ "ЧИСТОГО РАЗУМА" КАНТА, К ЧУВСТВЕННОМУ БЕЗУМИЮ "РОМАНТИЗМА". Протоиерей Олег Стеняев"?mobile menu icon

  • Самый удобный способ — воспользоваться программой UDL Client, которая поддерживает конвертацию видео в формат MP3. В некоторых случаях MP3 можно скачать и через расширение UDL Helper.

mobile menu iconКак сохранить кадр из видео "ОТ "ЧИСТОГО РАЗУМА" КАНТА, К ЧУВСТВЕННОМУ БЕЗУМИЮ "РОМАНТИЗМА". Протоиерей Олег Стеняев"?mobile menu icon

  • Эта функция доступна в расширении UDL Helper. Убедитесь, что в настройках отмечен пункт «Отображать кнопку сохранения скриншота из видео». В правом нижнем углу плеера левее иконки «Настройки» должна появиться иконка камеры, по нажатию на которую текущий кадр из видео будет сохранён на ваш компьютер в формате JPEG.

mobile menu iconСколько это всё стоит?mobile menu icon

  • Нисколько. Наши сервисы абсолютно бесплатны для всех пользователей. Здесь нет PRO подписок, нет ограничений на количество или максимальную длину скачиваемого видео.