background top icon
background center wave icon
background filled rhombus icon
background two lines icon
background stroke rhombus icon

Скачать "Религия каменного века | Лекции по антропологии – антрополог Станислав Дробышевский | Научпоп"

input logo icon
Теги видео
|

Теги видео

НаукаPRO
наука
научпоп
религия каменного века
станислав дробышевский
дробышевский
антропология
антропогенез
эволюция человека
религия
древние религии
древняя религия
первобытные религии
первобытность
каменный век
палеолит
древний мир
как зародилась религия
история религии
постнаука дробышевский
дробышевский лекции
дробышевский антропология
дробышевский культура
дробышевский религия
история религий
секты
неолит
мезолит
наука про
постнаука
учёные против мифов
наукаpro
станиславдробышевский
каменныйвек
духовность
эволюция
Субтитры
|

Субтитры

subtitles menu arrow
  • enАнглийский
Скачать
00:00:02
очень такой сложной на самом деле вопрос
00:00:05
по двум причинам первое это то что
00:00:10
верование и какие-то такие
00:00:13
сверхъестественные представления о нем
00:00:16
представление сверхестественном
00:00:17
первобытных людей
00:00:19
не всеми историками религии религия
00:00:23
ведами философами признаются за такой
00:00:26
true религию настоящую потому что с
00:00:29
точки зрения некоторых знатоков
00:00:31
считается что религия это уже оформлены
00:00:34
комплекс представлений который должен
00:00:36
иметь какую-то иерархию какую-то сложную
00:00:38
структуру и желательно быть изложен в
00:00:41
каком-то четко оформленном предание и
00:00:43
желательно все написан на глиняных
00:00:45
табличках там в талмуде это далее так
00:00:47
далее с другой стороны вторая проблема
00:00:49
это то что у нас не так уж много
00:00:52
доказательств этих самых религиозных
00:00:54
представлений поскольку от очень
00:00:58
отдаленных времен до нас дошли как
00:01:00
правило жалкие фрагменты и если мы
00:01:03
допустим посмотрим на религии
00:01:05
современных аборигенов австралии или там
00:01:07
индейцев южной америки
00:01:09
на их обряды корробори
00:01:12
инициации сложные там погребальные
00:01:15
обряды каким там обрядов по дороге родов
00:01:18
и прочее то мы видим что из этих обрядов
00:01:21
в археологической виде не имеет шанса
00:01:23
храниться практически ничего то есть
00:01:25
если допустим австралийские аборигены
00:01:26
устраивает корробори долго с чувством
00:01:29
раскрашиваются красками рисуют на коре
00:01:31
какую-то ерунду
00:01:32
делают какие бусы из орехов там и ягод и
00:01:37
поют песни
00:01:39
иногда там по полгода буквально там эти
00:01:42
все
00:01:43
обряды совершаются то в археологические
00:01:46
видео мы не имеем шансов найти ничего из
00:01:48
этого потому что не окраска тела не
00:01:51
песни и не эти бусы
00:01:53
никакие колотушки до которыми там
00:01:55
выступают ритм не сохраняться поэтому те
00:01:59
жалкие и обрывочные свидетельства
00:02:02
которые у нас есть из прошлого это может
00:02:05
там 0,1 процента от того что было на
00:02:08
самом деле мы не знаем когда появились
00:02:11
религиозные представления тут опять же
00:02:13
есть разные варианты потому что во
00:02:16
первых какая то такая
00:02:18
не утилитарная деятельность есть даже у
00:02:21
животных
00:02:22
ну известный эксперимент выписку с
00:02:25
голубями когда у голубей возникало
00:02:27
религии когда волк случайно дело какое
00:02:30
действие ему в этот момент из кормушки
00:02:32
выпадало и да после этого он повторял
00:02:35
это бессмысленное действие в надежде что
00:02:37
еда выпадет при том что связи никакой не
00:02:40
было и
00:02:41
экспериментом это даже не было
00:02:42
предусмотрено по большому счету но
00:02:44
возникала как бы такая религия он
00:02:46
помолился условно говоря да там клювиком
00:02:48
оха в культов правую сторону и еда
00:02:51
выпало и каждый раз работать что
00:02:52
характерно и
00:02:54
самый такой яркий пример из этой серии
00:02:57
недавно описанная как бы религии
00:02:59
шимпанзе когда фото бабушками было
00:03:02
зафиксировано такое поведение когда
00:03:04
обезьяны шимпанзе в глухом лесу даже при
00:03:08
отсутствии других обезьян в ближайшем
00:03:10
окружении
00:03:12
вздыбленная шерсть как-то начинает так
00:03:14
возбуждаться кричать у google хватает
00:03:17
здоровенный булыжник и фигачить прямо в
00:03:19
дупло дерева но это все происходит там
00:03:21
где стоит дуплистое дерево и там дупло у
00:03:23
кого основания и судя по изобилию этих
00:03:26
камней которыми уже забиты эти дупла они
00:03:29
видимо это делают довольно таки
00:03:30
регулярно причем они это делают не для
00:03:32
того чтобы продемонстрировать другим
00:03:34
потому что часто рядом никого нет после
00:03:37
этого после того как они кидают камни не
00:03:38
успокаиваются и уходят зачем непонятно
00:03:41
есть версия что может быть они
00:03:42
посмотрели какие-то обряды у людей может
00:03:45
быть придумали сами
00:03:46
неизвестно но журналистам это не
00:03:48
помешало тут же окрестить это религии
00:03:50
шимпанзе но может быть еще тут такого
00:03:53
похожа вода
00:03:55
возникли и какие-то первые
00:04:00
такие не утилитарные формы поведения
00:04:02
древних людей может быть часть из этих
00:04:04
форм поведения была просто побочным
00:04:06
эффектом нашего очень сложного мозга
00:04:09
очень сложного мышления когда можно
00:04:12
сделать орудия труда можно сделать
00:04:15
орудие красивая допустим очень
00:04:16
симетричная или с какими из какой
00:04:18
красивого камня красного до он
00:04:21
функционально то же самое режет точно
00:04:23
так же будут у красивый приятно
00:04:25
посмотреть вот или украсить орнаментом
00:04:27
сделать насечки а может быть
00:04:29
первоначально эти насечки были счетными
00:04:31
да сколько он там таких бобров и вот он
00:04:35
там на косточке на рубал эти насечки там
00:04:37
бизнесу я виню допустим
00:04:39
потом просто стала аргументировать
00:04:42
есть это графически замечательной
00:04:45
зарисовки когда например этнограф
00:04:47
спрашивает австралийского аборигена что
00:04:49
значит с иванычу ринге и рассказывает
00:04:51
вот этот знак значит там время снов а
00:04:55
это там великий змей а это там какой
00:04:57
великий предок а это там пятое-десятое
00:04:59
как бы все рассказать про пул орнаменты
00:05:02
замолкает и вас просто а вот этот вторая
00:05:05
половина орнаменты что значит а это
00:05:07
просто орнамент он ничего не значит
00:05:09
просто он нарисовал миф на половине
00:05:12
черенки а половина осталась еще свободна
00:05:14
и он за это просто нарисовал закорючки
00:05:16
захотелось так красиво и известно тоже
00:05:19
такие прецеденты когда например
00:05:21
австралийскому аборигену надо быстро
00:05:24
сделать руди он делает быстро орудия а в
00:05:26
другой момент он находит красивый камень
00:05:28
и он две недели делать красивый камень
00:05:31
потому что хочется от красиво сделать и
00:05:33
один и тот же желая как можно сделать
00:05:35
так можно так без всякой какой-то
00:05:37
глубокомысленный нагрузки а мы найдем
00:05:40
два вот этих разных вида орудий и можно
00:05:42
сделать неправильный вывод что этот имел
00:05:44
какой не там сакральный смысл
00:05:46
но
00:05:48
иногда по вот такой откровенный не
00:05:51
утилитарности можно предположить что это
00:05:53
да действительно какой-то обряд
00:05:55
допустим в пещере brew никель не так
00:05:57
давно была обнаружена такой можете от
00:06:00
святилище то ли поздних гейдельберге
00:06:03
ncsoft или первых неандертальца с
00:06:05
датировкой 176 тысяч лет назад где в
00:06:08
очень глубокой части пещеры за 300 с
00:06:10
чем-то метров от входа
00:06:11
они били сталактиты и сталагмиты
00:06:13
выкладывали из них кольца и жгли там
00:06:16
медвежий кости зачем они это делали
00:06:19
почему это делали непонятно но это вроде
00:06:21
бы обряд потому что
00:06:23
для того чтобы сделать барбекю из
00:06:26
медведя из медвежатины не обязательно
00:06:29
тащиться в пещеры полную темноту
00:06:31
корячиться там эти сотни килограмм
00:06:34
сталактитов пускать ну это просто тяжело
00:06:37
физически выкладывать эти камни там
00:06:40
низкий потолок стати говоря там тоже не
00:06:42
особо ты развернешься и сжечь эту
00:06:43
медвежатину можно с большим
00:06:45
удовольствием это сделать на свежем
00:06:46
воздухе более там еще надо
00:06:47
представляешься когда они это жгли
00:06:48
какой-то мчат стоял к этому до миссия
00:06:51
была она мы так воздух спертый как бы
00:06:53
глубине пещеры так что это явно вот
00:06:56
какой-то обряд самые древние известные
00:06:57
сейчас какая-то часть обряда видимо
00:06:59
возникла вследствие
00:07:02
погребений потому что первые погребение
00:07:04
были видимо сугубо утилитарные нехорошо
00:07:07
когда человек под ногами лежит диет но и
00:07:11
они этих людей выкидывали на сторону
00:07:13
особенно в те места в тех местах где они
00:07:16
стали ну мало-мальски постоянно жить в
00:07:18
одном месте и самый древний пример этого
00:07:20
всему the sources где такие санитарные
00:07:22
погребения когда него просто бросали в
00:07:24
глубокую яму под но
00:07:27
когда просто бросали в глубокую яму
00:07:29
турбал другое дело что там нет ни одной
00:07:31
кости копытных животных и стал быть от
00:07:33
все-таки не помойка все-таки они людей
00:07:35
кидали в одну яму а кости копытных
00:07:37
животных другую какую-то другие места и
00:07:40
все-таки уже какое-то особое отношение к
00:07:43
своим умершим
00:07:44
продолжением является
00:07:46
экземой excalibur который найден в этой
00:07:50
же яме с костями людей рубио каширская
00:07:53
красного цвета желтыми такими прожилками
00:07:57
очень красивое одно единственное орудие
00:07:59
но 3 метра отложений и вот как эта
00:08:02
случайность просто его туда уронили до
00:08:04
или специально бросили в качестве
00:08:06
погребального инвентаря вопрос но у
00:08:09
неандертальцев появляются уже поверх
00:08:12
погребений какие-то комплексы допустим в
00:08:14
тиши каши рога козлов там других местах
00:08:17
и надо какие камни плиты
00:08:19
лежащий на при блефе россии такое есть
00:08:21
или еще что то но погребального
00:08:23
инвентаря в самой могиле у
00:08:25
неандертальцев нет ни разу а уже у
00:08:27
сапиенсов это появляется в массовом
00:08:29
количестве посыпка охрой погребальный
00:08:32
инвентарь всякие красивые вещи же зво
00:08:35
начальников бусы там копья дротики все
00:08:39
что угодно и вот такого рода как бы вещи
00:08:42
это уже до религия потому что если они с
00:08:46
телом положили что-то очень полезное
00:08:48
значит либо они считали что это полезная
00:08:51
ему принадлежит да и не должно принесет
00:08:53
кому-то другому чтобы он за этим не
00:08:55
пришел из могилы
00:08:57
либо чтобы ему это пригодилось в другой
00:09:01
жизни запредельный как бы вот загробный
00:09:04
иногда
00:09:06
покойником наносились какие-то намерены
00:09:08
и повреждения вдоль никве страницах в 6
00:09:12
ряде в маркиной горел допустим подрезали
00:09:15
ноги в реке кстати недавно вот найденный
00:09:18
скелет в самаре тоже подрезана и
00:09:22
сухожилие на ногах и ноги были тесно
00:09:26
прижаты к туловищу чтобы он из могилы не
00:09:28
вылез то есть понятно что он умер да и
00:09:30
вроде как он уже мерта но не хочется
00:09:32
чтобы он ночью притащился мертвый на
00:09:34
становище давайте моему подпилим свяжем
00:09:37
его хорошенько а то что связаны видно
00:09:39
потому что костя так уложена что так
00:09:41
просто тело не уложите все в могилу
00:09:43
значит связывали и тут обездвиживание
00:09:46
покойника это известный из более поздних
00:09:48
времен с другой стороны живыми тоже всякие
00:09:51
разные обряды проводятся пустим обряды
00:09:53
инициаций которая известная из иногда
00:09:56
косвенных иногда более-менее прямых
00:09:57
свидетельств текке пещерные памятники
00:09:59
типа там монтеспан а шо вы
00:10:02
там прочее где люди должны были пройти
00:10:06
каким-то хитрым путем в пещере
00:10:08
встретиться с какими там головами
00:10:11
медведи или там статуями медведей
00:10:13
увидите наскальные росписи пролезть
00:10:15
какую-то хитрую щель и через это
00:10:17
переродиться и стать из ребенка взрослым
00:10:20
надо это еще дополнялось какими-то
00:10:22
увечьями там выбивание зубов отрезай
00:10:25
ними пальцев трепанирование мину такими
00:10:27
неполными головы как вдоль них
00:10:29
источниках например и так далее и так
00:10:31
далее это вот опять же как бы религии
00:10:33
или не религия то есть это перерождение
00:10:36
и с точки зрения вот этих людей это
00:10:39
фактически начала вообще новой жизни это
00:10:41
примерно тоже самое как переход живого
00:10:43
человека в мир мертвых только здесь
00:10:45
переход ребенка из мира живых в мир
00:10:48
живых но как бы на новый уровень
00:10:49
совершенно и это вообще другой человек
00:10:51
он может получать новое имя что там было
00:10:54
в каменном веке мы тоже не знаем
00:10:55
получали ли они на во имя но и
00:10:57
современные фотографии мы видим что
00:10:59
сплошь и рядом это так и
00:11:00
человек прошедшей не за акцию и
00:11:02
получивший новое имя он искренне себя
00:11:04
считаю вообще другим человеком если он
00:11:06
начать называть прежним именем он просто
00:11:08
не обзавелся скажет тот умер его больше
00:11:10
нет то я теперь другое меня зовут
00:11:12
по-другому вот я появился в момент этот
00:11:14
самый не совсем они satio может быть и
00:11:16
не одна их может быть две три там энное
00:11:19
количество и у разных людей может быть
00:11:21
неодинаковое количество
00:11:22
например
00:11:25
австралийских аборигенов у некоторых
00:11:26
было обязательно инициация от мальчика
00:11:30
который самому мужчине если кто-то хочет
00:11:33
стать прям крутым он проходит еще одну
00:11:35
инициацию но ее можно проходить а можно
00:11:37
и не проходить о других племен даже 1
00:11:39
нет в принципе да и как бы все может не
00:11:41
проходить
00:11:42
но вот такого до обряды плодородия
00:11:46
понятное дело то есть если у нас есть
00:11:48
охотничье добыча которая кочует раз в
00:11:51
год допустим там два раза год туда-сюда
00:11:53
если у нас есть женщины которые рожают
00:11:56
детей да это же так как будет наше
00:11:58
будущее очевидным образом то как бы
00:12:00
хорошо поэтому способствовать и тут мы
00:12:02
находим либо допустим погребения
00:12:05
статуэтки бизонов зарайске явно с
00:12:08
каким-то очень хитрым умыслом и
00:12:10
одновременно может быть этой плодородия
00:12:12
может быть ещё и обеспечение охотничьи
00:12:14
удачи в то что там убили статуэтку
00:12:16
ударами сердца и кровью еще покрасили ну
00:12:18
украина самом деле
00:12:21
там же на стоянке мы находим женскую
00:12:24
статуэтку тоже хитрые ямки но уже
00:12:27
по-другому организованные перекрыты там
00:12:29
лопатка мамонта то есть это вроде как
00:12:32
уже обряд плодородия а может быть
00:12:35
фигурки еще могут быть охранные какие-то
00:12:38
как большого например мальте и таким
00:12:42
образом вот этот комплекс накручиваться
00:12:44
накручивается с некоторые момента
00:12:46
возможно возникают индивиды которые в
00:12:50
этом как бы лучше разбираются то есть
00:12:52
жильцы шаманы и изображении этих шаманов
00:12:55
мы находим на стенах пещер
00:12:57
самое классическое изображение это в
00:13:00
труа free допустим пещере трое братьев
00:13:02
там есть такой товарищ который на
00:13:04
дудочке играет головой бизона и пляж при
00:13:06
этом
00:13:07
в
00:13:10
там же в пещере трех братьев рогатый
00:13:13
шаман с оленьими рогами в гоби ву там с
00:13:16
бычьей головой то мы все эти там шафеев
00:13:19
share'ы есть с бизоньей головой такой
00:13:21
человек и так далее то есть когда есть
00:13:24
человек и как бы вот каким то забирал
00:13:27
подобным образом в лес потом вообще
00:13:28
какие-то странные там то ли медведи тупо
00:13:30
узнает кто
00:13:31
иногда мы это находим видео конечно
00:13:34
необычайных погребений всех вдоль ниве
00:13:36
станицах есть одна женщина которая
00:13:38
предположительно шаманку в больно много
00:13:40
у нее странных всяких вещей в бар но там
00:13:43
тоже мужчину с какими-то странными
00:13:44
вещами
00:13:45
в колонка чтит в израиле там женщина
00:13:49
погребена с кучей каких-то непонятных
00:13:51
вещей типа там то за леопарда мужской
00:13:55
стопы там кучей панцири черепах
00:13:57
какими-то там шкурками этих
00:14:01
каменных куниц ну там от не черепа
00:14:03
сохранились и еще там кругу беркут ну
00:14:06
какие тут явно не полезные вещи в
00:14:10
хозяйстве да то есть стопам мужика она
00:14:13
конечно полезно в хозяйстве но только в
00:14:16
сочетании с мужиком а когда-то в
00:14:18
погребении тетки лежит так как то
00:14:20
странно бычьим хвостом потом леопарда
00:14:23
кругом беркута вот что это такое вообще
00:14:26
то есть из этого делается выше
00:14:29
наверное это погребение не просто так
00:14:32
человек а потому что там же есть
00:14:33
погребение ведь и других людей в той же
00:14:35
пещере они вполне обычные а это
00:14:37
пограбили бы это не обычные женщины
00:14:39
шаманки стало быть но нынешнего от
00:14:42
перекладывая потому что со времен и
00:14:43
шаманы часто как раз укладывается в маги
00:14:46
от какими-то такими странными штуками и
00:14:51
отсюда мы переходим уже
00:14:53
профессиональному качеству
00:14:55
профессиональному шаманизму которую мы
00:14:57
опять же в этнографии можем проследить
00:14:59
ведь есть шаманы которые просто вот им
00:15:02
что-то в голову стукнуло на него дух
00:15:04
снизошел у него там силился дух и он
00:15:06
может уже и не хочет быть шаманом но как
00:15:08
бы ему приходится
00:15:09
по большому счету такое психическое
00:15:12
заболевание как бы с точки зрения любого
00:15:13
современного психиатры но современный
00:15:16
политкорректный психиатр скажет ноге
00:15:18
тату них такие традиции давайте их
00:15:20
уважать но еще 50 лет назад и оба стали
00:15:22
лечить как бы зрительную рубашки
00:15:25
а дальше уже появляется профессиональные
00:15:27
за тоже персональный шаманизм когда
00:15:29
этому учат чему учат иногда годами
00:15:31
отбирают специально отобранных людей да
00:15:33
там и иногда их
00:15:36
чем-нибудь еще там добывают допустим у
00:15:39
каких-нибудь там индейцев я на маме
00:15:41
какой теперь и там в течение
00:15:44
долгого долгого времени и пена это
00:15:46
какая-то там растительная гадость
00:15:48
невероятного происхождения от которой у
00:15:50
человека просто крышу сносит и он как бы
00:15:52
можете был нормальный он не хотел стать
00:15:55
шаманом но и вот барбалэ наркотой и он
00:15:58
уже такой законченный наркоман и у него
00:16:00
уже везде духе круговом у него же все по
00:16:03
полной программе шаман как бы замечательный человек и до
00:16:07
конца жизни он уже такую возврата назад
00:16:09
нет и
00:16:12
отсюда один шажок до того чтобы были уже
00:16:16
сословие жрецов но для того чтобы это
00:16:19
было уже такое профессиональное занятие
00:16:21
чтобы он уже не на охоту них один да и
00:16:24
хлеб не растил для этого нужно уже
00:16:26
более-менее большое общество с
00:16:29
производящим хозяйством где есть
00:16:32
специально обученные люди которые
00:16:33
выращивают урожай пасут каких-нибудь
00:16:35
овец и коз дает молоко и делают так
00:16:40
здорово и так продуктивное что хватает
00:16:43
именно содержание еще никого персонажа
00:16:45
который сидит на пирамиде и
00:16:48
ну может что-то и полезное делать
00:16:50
принципе высчитать по календарю когда
00:16:52
сажать урожай допустим да у него там
00:16:54
календарь но в принципе да этого и без
00:16:56
него в общем-то обходились но тут себя
00:16:59
приятно когда он еще скажет что а это
00:17:01
бог сказал так делать и сверху это все
00:17:04
привнесет совершенно пирамиды ну а ему
00:17:06
зад кормить ну и чем дальше тем аппетит
00:17:09
его я снова растут мощь его усиливается
00:17:11
тут глядишь уже появляются монастыри со
00:17:14
стенами крепостные крестьяне 10 на
00:17:17
там всякие налоги
00:17:20
индульгенции папский престол
00:17:23
такое прочее крестовые походы
00:17:27
конкисты
00:17:29
обращения в свою веру и на верящих а кто
00:17:32
не хочет того давайте мы начать заруба
00:17:34
им страшно ждем и
00:17:37
все это докатывается до своего
00:17:40
логического завершения когда вся система
00:17:42
рушится под собственным весом и
00:17:45
в некоторый момент
00:17:49
неадекватность вот этой системы
00:17:51
перевешивает потому что люди то все таки
00:17:54
пытаются конкретной едой и все-таки
00:17:56
одеваются в одежду и делать орудия труда
00:17:58
и когда они больше времени начинают
00:18:00
тратить на сверхъестественная совершенно
00:18:03
не уже рентабельная да и вся сила уходит
00:18:06
на то чтобы создать гигантскую пирамиду
00:18:08
как бы на работу уже идти некому вот
00:18:12
одна система рушится а
00:18:15
исподволь возникает рациональное
00:18:18
все-таки машину которая всегда была
00:18:19
общем то люди всегда питались дослушай
00:18:21
до сих пор живы но тут она начинает
00:18:23
перевешивать и какие то люди начинают
00:18:25
изобретать нормальную медицину
00:18:27
нормальную науку
00:18:29
рассчитывать все они уповать на волю
00:18:32
божию там и кэти сверхъестественные силы
00:18:34
и оказывается вдруг неожиданно что с
00:18:37
помощью нормальной медицины болезни
00:18:39
лечатся гораздо эффективнее чем с
00:18:41
помощью бубнов заклинаний и молитв и
00:18:44
где-то вот уже в наше время но тут уже
00:18:47
мы далеко вы вышли за пределы каменного
00:18:49
века конечно
00:18:50
научное мышление перевешивает и вдруг
00:18:53
оказывается что какие-то части планеты
00:18:56
где от религии максимально ушли они
00:18:59
делают невероятные рыба за сто лет вдруг
00:19:02
неожиданно да и
00:19:04
уже в космос полетели и уже и у них и
00:19:07
машины есть и компьютеры все на свете а
00:19:09
кто-то до сих пор поклон и бьет вот но
00:19:12
инерция психологическая оно
00:19:15
неизбежно она тягостная и тянет наши
00:19:19
ноги гирями в пучину безумия до
00:19:22
религиозного и
00:19:25
понятно что тут и прогресс по своей
00:19:29
тяжестью тоже немножко как бы
00:19:30
проваливается потому что когда у нас вся
00:19:33
жизнь обеспечена наукой и
00:19:36
рациональностью и нашей там крутой
00:19:39
промышленностью то появляется куча
00:19:41
народу которая прекрасно живет не
00:19:43
напрягаясь вообще и она может уже ничего
00:19:46
не знать ничего не уметь то есть если
00:19:49
человек каменного века должен был
00:19:51
уповать только на себя и он мог знать
00:19:54
верни обязан был знать все в окружающем
00:19:57
мире ну в его как бы необходимости
00:20:00
делать все орудия труда разводить огонь
00:20:02
делать жилище знать кого там есть кого
00:20:05
не есть спасаться от опасностей
00:20:07
договариваться с соседями называется с
00:20:09
этими заключать браки там умным образом
00:20:11
то теперь этого ничего не надо теперь у
00:20:13
нас есть собес милиция
00:20:16
государственное управление
00:20:17
чиновники законы и
00:20:20
специально обученные еще к тому же
00:20:22
всякие персонажи которые все за тебя
00:20:24
сделают и трубу тебе починят и машину
00:20:27
тебе сделают и нефть где туда будут не
00:20:29
неизвестным способом да и так далее так
00:20:31
далее возбуждается куча времени и и как
00:20:34
потратить ну можно сериальчики смотреть
00:20:36
в ютубчике видюшки а можно пойти опять
00:20:39
же в религию дарятся и вдруг неожиданно
00:20:42
в конце 20 века религия начиная начинаю
00:20:47
начинает набирать обороты потому что
00:20:49
возбуждаются куча народа который ничего
00:20:52
не умеет толком ничего не знает живет
00:20:54
при этом чудесно сытно потому что два
00:20:56
процента населения всех и так кормят ну
00:20:59
вот и можно уже до снова молиться но
00:21:04
идеи
00:21:05
развитого социализма о том что когда
00:21:08
станет хорошо все ударяться в науку
00:21:11
поэзию
00:21:13
там литературу и так далее они не
00:21:15
оправдаются для того чтобы заниматься
00:21:17
поэзией и песенки рисовать красивые
00:21:19
картины надо напрягаться надо что-то
00:21:22
умеет этому надо годами ученица это все
00:21:24
тягостные не интересно а допустим пойти
00:21:27
в церковь и молиться так это проще тем
00:21:29
более там же есть авторитетные дядя с
00:21:30
бородой который все объяснит и расскажет
00:21:33
как всего значит мы в мире устроены он
00:21:37
про ничего не производит и тебя даже не
00:21:39
призывают тоже ничего производить до но
00:21:41
ведь все кто тоже обеспечивает со
00:21:43
стороны поэтому и так работает поэтому
00:21:45
ждем следующего витка цивилизация и тут
00:21:50
у нас есть разные варианты либо мы
00:21:52
ударимся обратно мракобесия и все наш
00:21:54
нынешний благополучия ручку рухнет но
00:21:57
рухнет до некоторого момента уши и
00:21:58
средневековье люди жили вполне себе да и
00:22:00
до этого жили очень даже религиозные
00:22:02
жили либо наоборот мы все-таки
00:22:04
преодолеем вот это всё мракобесие все
00:22:06
это наследие каменного века и выйдем на
00:22:09
какой то новый роман плотный такой
00:22:11
культурный уровень
00:22:12
чистого разума что откроет перед нами
00:22:15
новые горизонты но для этого надо
00:22:18
напрягаться и работать все таки
00:22:20
неокортекс

Описание:

Какой могла быть религия каменного века? По каким находкам можно узнать о духовной жизни в первобытную эпоху? Какие данные о древних религиях получает наука при исследовании современных примитивных народов? Об этом и многом другом рассказывает Станислав Дробышевский, антрополог, кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова. Плейлист «Станислав Дробышевский / Лекции по антропологии»: https://www.youtube.com/playlist?list=PL_8xXS9VcXHzxhzFaYDAysmStApuWs87X Друзья, если вам нравится то, что мы делаем, и вы хотите увидеть больше новых материалов, будем благодарны вашей поддержке! 😊 на Sponsr: https://sponsr.ru/naukapro на Boosty: https://boosty.to/naukapro в ВК: https://vk.com/donut/nauka_pro_rnd Карта Сбербанка №2202 2036 9290 2523 с пометкой «НаукаPRO» ЮMoney (ЯндексДеньги): money.yandex.ru/to/4100117089795259 Подписывайтесь на наши страницы на других ресурсах! 🤘🏻 https://vk.com/nauka_pro_rnd https://dzen.ru/nayka_pro https://rutube.ru/u/naukapro/ https://t.me/naukaproo

Готовим варианты загрузки

popular icon
Популярные
hd icon
HD видео
audio icon
Только звук
total icon
Все форматы
* — Если видео проигрывается в новой вкладке, перейдите в неё, а затем кликните по видео правой кнопкой мыши и выберите пункт "Сохранить видео как..."
** — Ссылка предназначенная для онлайн воспроизведения в специализированных плеерах

Вопросы о скачивании видео

mobile menu iconКак можно скачать видео "Религия каменного века | Лекции по антропологии – антрополог Станислав Дробышевский | Научпоп"?mobile menu icon

  • Сайт http://unidownloader.com/ — лучший способ скачать видео или отдельно аудиодорожку, если хочется обойтись без установки программ и расширений. Расширение UDL Helper — удобная кнопка, которая органично встраивается на сайты YouTube, Instagram и OK.ru для быстрого скачивания контента.

  • Программа UDL Client (для Windows) — самое мощное решение, поддерживающее более 900 сайтов, социальных сетей и видеохостингов, а также любое качество видео, которое доступно в источнике.

  • UDL Lite — представляет собой удобный доступ к сайту с мобильного устройства. С его помощью вы можете легко скачивать видео прямо на смартфон.

mobile menu iconКакой формат видео "Религия каменного века | Лекции по антропологии – антрополог Станислав Дробышевский | Научпоп" выбрать?mobile menu icon

  • Наилучшее качество имеют форматы FullHD (1080p), 2K (1440p), 4K (2160p) и 8K (4320p). Чем больше разрешение вашего экрана, тем выше должно быть качество видео. Однако следует учесть и другие факторы: скорость скачивания, количество свободного места, а также производительность устройства при воспроизведении.

mobile menu iconПочему компьютер зависает при загрузке видео "Религия каменного века | Лекции по антропологии – антрополог Станислав Дробышевский | Научпоп"?mobile menu icon

  • Полностью зависать браузер/компьютер не должен! Если это произошло, просьба сообщить об этом, указав ссылку на видео. Иногда видео нельзя скачать напрямую в подходящем формате, поэтому мы добавили возможность конвертации файла в нужный формат. В отдельных случаях этот процесс может активно использовать ресурсы компьютера.

mobile menu iconКак скачать видео "Религия каменного века | Лекции по антропологии – антрополог Станислав Дробышевский | Научпоп" на телефон?mobile menu icon

  • Вы можете скачать видео на свой смартфон с помощью сайта или pwa-приложения UDL Lite. Также есть возможность отправить ссылку на скачивание через QR-код с помощью расширения UDL Helper.

mobile menu iconКак скачать аудиодорожку (музыку) в MP3 "Религия каменного века | Лекции по антропологии – антрополог Станислав Дробышевский | Научпоп"?mobile menu icon

  • Самый удобный способ — воспользоваться программой UDL Client, которая поддерживает конвертацию видео в формат MP3. В некоторых случаях MP3 можно скачать и через расширение UDL Helper.

mobile menu iconКак сохранить кадр из видео "Религия каменного века | Лекции по антропологии – антрополог Станислав Дробышевский | Научпоп"?mobile menu icon

  • Эта функция доступна в расширении UDL Helper. Убедитесь, что в настройках отмечен пункт «Отображать кнопку сохранения скриншота из видео». В правом нижнем углу плеера левее иконки «Настройки» должна появиться иконка камеры, по нажатию на которую текущий кадр из видео будет сохранён на ваш компьютер в формате JPEG.

mobile menu iconСколько это всё стоит?mobile menu icon

  • Нисколько. Наши сервисы абсолютно бесплатны для всех пользователей. Здесь нет PRO подписок, нет ограничений на количество или максимальную длину скачиваемого видео.