background top icon
background center wave icon
background filled rhombus icon
background two lines icon
background stroke rhombus icon

Скачать "Автокефалия Русской церкви в XV веке"

input logo icon
Теги видео
|

Теги видео

история
история рф
лекции по истории
лекция по истории
лекция
исторические субботы
автокефалия русской церкви в XV веке
Тарасов Аркадий Евгеньевич
московское государство в 15 веке
русское царство
историярф
московскаярусь
московскоегосударство
историяроссии
средневековье
историяруси
историяцервки
православие
Субтитры
|

Субтитры

subtitles menu arrow
  • enАнглийский
Скачать
00:00:00
[музыка]
00:00:11
[музыка]
00:00:26
[музыка]
00:00:28
с
00:00:31
[музыка]
00:00:40
Итак Уважаемые гости дорогие друзья Мы
00:00:43
начинаем вторую лекцию сегодняшнего дня
00:00:47
ещё раз Приветствуем всех пришедших на
00:00:50
наш лекторий исторические субботы и у
00:00:52
нас в гостях кандидат исторических наук
00:00:56
старший преподаватель кафедры истории
00:00:58
России до начала X века исторического
00:01:01
факультета МГУ Аркадий Евгеньевич
00:01:04
Тарасов слово предоставляется лектору
00:01:08
Спасибо большое
00:01:11
А друзья наша сегодняшняя
00:01:14
беседа будет посвящена одной из ключевых
00:01:17
тем в Истории русской православной
00:01:20
церкви вопросу связанному с
00:01:24
установлением автокефалия и с первыми
00:01:28
десятилетиями автокефалия того процесса
00:01:31
который принято называть становлением
00:01:33
автокефалии Русской православной церкви
00:01:36
Аа ну для
00:01:38
начала Давайте разберёмся с тем понятием
00:01:42
которое из себя автокефалия представляет
00:01:45
Да поближе Да прошу прощения если меня
00:01:49
Да вот так
00:01:51
получше Итак давайте для начала
00:01:54
разберёмся с тем что же из себя
00:01:57
представляет понятие автокефалия
00:02:00
современной точки
00:02:01
зрения с течением времени это слово
00:02:04
менялось нагрузка его менялась но в
00:02:07
современной традиции в традиции русско
00:02:11
православной церкви в первую очередь под
00:02:14
автокефалии принято понимать независимую
00:02:19
поместному поместное независимую от
00:02:23
других поместных православных
00:02:26
церквей в настоящее время
00:02:32
если кому-то не видно можете подойти
00:02:34
поближе потому что с дальних кресел я
00:02:36
так полагаю далеко не всё в том масштабе
00:02:40
которым мы располагаем будет
00:02:43
видно Вашему вниманию слайд на
00:02:47
котором
00:02:49
показано различия в
00:02:51
представлениях между тем Какие же церкви
00:02:54
Считать автокефальна С точки зрения
00:02:56
Русской православной церкви современной
00:02:59
и константинопольского патриархата с
00:03:02
точки зрения Русской православной церкви
00:03:04
автокефальна церквей насчитывается 15 с
00:03:08
точки зрения константинопольского
00:03:09
патриархата их насчитывается 14 Вот
00:03:13
картиночка которая на этом слайде К
00:03:15
сожалению мне не удалось найти
00:03:16
русскоязычный она англоязычная
00:03:19
там представлена
00:03:22
своеобразная схема устройства
00:03:26
[музыка]
00:03:30
константинопольский патриархат и его
00:03:33
окружают 14 других независимых поместных
00:03:39
церквей эта табличка она как раз
00:03:42
свидетельствует
00:03:44
что даже в таком понимании Казалось бы в
00:03:47
котором может быть и должно быть
00:03:49
единство в понимании среди всех
00:03:51
православных церковных организаций даже
00:03:53
в нём этого единства нет Ну поскольку у
00:03:56
нас беседа
00:03:58
посвящена мы не будем сейчас разбираться
00:04:01
в тонкостях современного отношения к
00:04:04
автокефалии не будем говорить о том
00:04:06
вокруг каких церквей ломаются копья Да
00:04:09
признавать их автокефальна не признавать
00:04:12
Э тема
00:04:14
совершенно другого выступления вот а мы
00:04:18
с вами собственно
00:04:20
возвращаемся в Средневековье и говорим о
00:04:23
том когда же автокефалия русской церкви
00:04:26
началась Ну я думаю всем присутствующим
00:04:29
здесь
00:04:30
хорошо известно что сама русская церковь
00:04:32
сама организация митрополия Киевская
00:04:35
появляется в конце X века после начала
00:04:41
христианизации великого князя Киевского
00:04:44
Владимира кстати одно время в
00:04:47
исторических кругах велись споры
00:04:49
относительно того Действительно ли
00:04:51
митрополия возникла сразу после начала
00:04:54
христианизации или митрополия появляется
00:04:57
только в середине Лея прихо которые
00:05:01
возникали на территории державы Русь
00:05:04
подчинялись каким-то другим епархия
00:05:06
Византийской церкви но в настоящее время
00:05:10
можно считать установленным что
00:05:12
митрополия Киевская действительно
00:05:15
возникла в конце X Столетия и в это
00:05:18
время с конца X века и до середины XV
00:05:22
века митрополия Киевская являлась
00:05:24
составной частью Византийской церкви
00:05:26
составной частью византийского
00:05:28
патриархата то есть она не была
00:05:31
автокефальной и только в середине XV
00:05:33
Столетия начинается процесс
00:05:36
А вот это приобретение Независимости
00:05:40
э между тем за вот эту долгую историю в
00:05:46
400 с лишним лет состояние зависимого
00:05:49
русской церкви предпринимались попытки
00:05:52
так или иначе м обособить от
00:05:56
константинопольских патриархов они имели
00:05:58
разные формы они воплощались по-разному
00:06:02
Но что интересно одна из первых подобных
00:06:06
попыток была предпринято Через несколько
00:06:09
десятилетий после того как возникла
00:06:11
русская церковь в середине X века При
00:06:14
Великом князе Киевском Ярославе Ярославе
00:06:17
Владимировиче которого мы называем
00:06:18
Ярославом мудрым Ярослав Мудрый впервые
00:06:21
по собственной
00:06:24
воле спровоцировал избрание этнически
00:06:28
русского Митрополита на кафедру минуя
00:06:31
какие-либо договорённости с
00:06:32
константинополем это конечно ещё не было
00:06:35
автокефалии в полном виде и это даже
00:06:38
наверное не может рассматриваться как
00:06:40
полноценная заявка на автокефалию но по
00:06:42
крайней мере Ярослав Мудрый явно давал
00:06:45
показывать что он и сам
00:06:48
а способен в церковных вопросах
00:06:52
ориентироваться и его авторитет
00:06:55
светского правителя позволяет в том
00:06:57
числе лоббировать и интересы
00:07:00
русской национальной
00:07:03
церкви в последующие века подобные
00:07:07
случаи
00:07:09
были вот на картиночки можно увидеть
00:07:12
одну из миниатюр зелов ской летописи
00:07:14
конца пго Столетия на которой изображено
00:07:20
избрание Митрополита
00:07:22
илариона русского книжника в митрополиты
00:07:28
киевс же неоднократно имели место быть в
00:07:33
веке яркая фигура ещ один видный русский
00:07:36
проповедник Климент
00:07:38
смоля избирается русским митрополитом
00:07:42
что
00:07:44
вызывает очень серьёзное нестроевой
00:07:48
русской церкви и часть духовенства
00:07:51
признаёт поставление климента смоля
00:07:53
часть
00:07:54
прит в конем
00:07:58
ито
00:08:00
ра внутри духовенства русской церкви а
00:08:03
доку когда история с климентом Казалось
00:08:06
бы утихла на политической арене
00:08:08
появляется Андрей Боголюбский у которого
00:08:11
была идея создания ещё одной
00:08:14
митрополии метрополии которая бы
00:08:17
охватывала земли Владимира Суздальского
00:08:20
княжества земли северо-востока
00:08:28
Руси состава метрополии
00:08:31
Киевской то есть вот Круг этих
00:08:35
проблем стремление так или иначе
00:08:37
обособить в той или иной форме получить
00:08:40
какую-то большую или меньшую
00:08:41
независимость от
00:08:43
Константинополя ру русская церковь
00:08:45
демонстрирует уже в первое столетие
00:08:48
своего
00:08:49
существования Ну
00:08:52
а автокефалия становится
00:08:56
реальностью в середине X столетия
00:09:00
и можно говорить о том
00:09:03
что окончательно русская церковь её эту
00:09:07
самую автокефалию
00:09:10
приобретает в конце века
00:09:13
XV почему же не сразу мы можем говорить
00:09:17
о том что автокефалия
00:09:20
состоялась Хотя как правило и в
00:09:24
большинстве пособий школьных в
00:09:26
большинстве учебников вузовских мы с
00:09:28
вами увидим точную дату начала
00:09:30
автокефалии 1448 год Дело в том что с
00:09:34
точки зрения правовой с точки зрения
00:09:37
юридической автокефалия русской церкви
00:09:39
она была незаконной И когда митрополит
00:09:45
Иона вы его видите сейчас на слайде
00:09:48
слева был избран собором русских
00:09:51
епископов в качестве Митрополита всея
00:09:54
Руси то это избрание не было поддержано
00:10:00
и в последующее
00:10:05
десятилетие когда и другие преемники
00:10:08
ионы также стали избираться внутри Руси
00:10:13
минуя какие-либо
00:10:16
отношения с
00:10:18
константинополем сохранялась ситуация по
00:10:21
сути не признания Константинополь ми
00:10:24
иерархами Независимости
00:10:28
русской о том на какие годы пришёлся пик
00:10:32
конфликтов И на самом деле этот
00:10:36
пик случившийся вскоре после
00:10:40
избрания ионы в качестве Митрополита
00:10:44
этот пик
00:10:46
постепенно пошёл на нет да тяжёлые
00:10:50
отношения сложные отношения между
00:10:52
константинополем и русской
00:10:54
церковью стали становиться чуть-чуть
00:10:57
более выдержанным
00:11:00
но ВС равно до
00:11:03
официального признания Митрополита всея
00:11:06
Руси в качестве Патриарха в
00:11:09
1589 году и этим первым патриархом стал
00:11:13
патриарх иов Вы тоже можете видеть его
00:11:15
на
00:11:16
слайде формально до этого момента с
00:11:19
точки зрения юридической русская церковь
00:11:22
находилась в расколе с
00:11:23
константинопольской
00:11:28
патриархии
00:11:30
в ко ве
00:11:32
Крещение предпринятое Владимиром
00:11:36
крестителем означало только начало
00:11:39
христианизации точно также довольно
00:11:41
затруднительно говорить
00:11:44
о том что автокефалия русской церкви
00:11:47
началась в середине X Столетия вернее
00:11:49
началась и состоялась она в течение 150
00:11:56
дини
00:11:58
становления Конечно все эти 150
00:12:01
лет предстоятеле русской церкви
00:12:03
избирались внутри самой русской церкви
00:12:06
минуя какие-либо соглашения с
00:12:11
константинополем что же стало поводом к
00:12:13
началу автокефалии русской церкви в X
00:12:16
столетии это этим поводом стал
00:12:19
знаменитый феррара флорентийский собор
00:12:21
феррара флорентийский
00:12:23
собор его заедания
00:12:28
проходили
00:12:30
год в Италии последовательно в
00:12:33
нескольких итальянских городах Ну
00:12:35
собственно рара Флоренция и Рим и по
00:12:38
названию двух из этих городов собор
00:12:40
получил название феррара
00:12:43
флорентийского Это был собор который
00:12:47
созвал Римский папа Евгений VI в
00:12:50
противовес базельского собору который в
00:12:54
это же самое время чуть раньше с
00:12:58
1431 заседал в качестве собора
00:13:02
альтернативного иерархи которые
00:13:05
католические иерархи которые собрались
00:13:07
на базельский собор они выступали за
00:13:10
ограничение папской власти за подчинение
00:13:13
её авторитету в селенских соборов
00:13:15
католических вселенских соборов Поэтому
00:13:18
в самой католической церкви было не
00:13:21
просто
00:13:25
назревание какого-то периода
00:13:28
дество флорентийский
00:13:30
собор собранный созванный папой Евгением
00:13:33
I помимо прочих
00:13:37
вопросов на повестку дня поставил вопрос
00:13:40
об объединении католической православной
00:13:42
церкви Напоминаю
00:13:45
что католическое православные церкви
00:13:48
окончательно разделились в 1054 году в
00:13:52
момент так называемой Великой схизма в
00:13:54
католической традиции это событие
00:13:56
называется Великая схизма
00:13:59
и вопрос объединения церквей он тоже
00:14:03
время от времени возникал и до ферраро
00:14:06
флорентийского Собора
00:14:08
но особенно острой эта проблема стала
00:14:12
как раз в середине XV
00:14:15
века почему же этот эта проблема встала
00:14:19
наиболее остро Дело в том что
00:14:22
заинтересованы в
00:14:23
проведени этого собора была не только
00:14:26
католическая страна но и страна
00:14:28
православная в лице константинопольского
00:14:30
патриархата и в лице правящего
00:14:32
императора Византии Византия в это время
00:14:36
доживала свои последние
00:14:38
дни от Византии от некогда огромной
00:14:42
империи простиравшаяся На многие и
00:14:45
многие сотни километров практически
00:14:48
ничего не
00:14:50
осталось территории Византии были
00:14:52
захвачены турками османами угроза
00:14:55
нависла над самим
00:14:56
константинополем и в конста
00:14:59
вали что заключение Унии то есть
00:15:03
заключение Союза
00:15:06
Воссоединения католической православной
00:15:08
церквей способствует тому что с Запада
00:15:11
от католических стран придёт помощь и
00:15:14
можно будет противостоять туркам османам
00:15:17
не только своими
00:15:18
силами сил этих уже не оставалось но и
00:15:21
силами объединённой
00:15:23
коалиции христианских государств Европы
00:15:27
поэтому непосредственное участие в
00:15:31
соборе принимали высшие представители
00:15:34
Византии император Иоанн VI
00:15:39
полилог правящий
00:15:41
архиерей константинопольский патриарх
00:15:44
Иосиф II Они участвовали в ферраро
00:15:47
флорентийской
00:15:48
соборе и надеялись на удачный исход для
00:15:53
православных надо сказать что изначально
00:15:57
собора
00:16:00
собор во
00:16:02
вселенский с точки зрения православной
00:16:05
церкви существует Да собиралось сем
00:16:08
вселенских соборов католическая церковь
00:16:11
продолжает свой
00:16:14
счёт так
00:16:16
вот сем вселенских соборов собиравшие в
00:16:19
первом тысячелетии после Рождества
00:16:21
Христова ини разбившихся
00:16:28
Флори нском соборе видели новый
00:16:31
вселенский собор который снимет вот те
00:16:35
догматические И не только догматические
00:16:38
разного рода церковные разногласия между
00:16:41
католиками и православными
00:16:43
А даже один из средневековых русских
00:16:47
авторов Симеон Суздале сам бывший
00:16:50
участником ф ферраро флорентийского
00:16:52
собора и впоследствии написавший
00:16:53
обличитель повесть об этом соборе он
00:16:57
назвал свою повесть
00:16:59
Повесть о восьмом
00:17:01
соборе поэтому когда православная
00:17:04
делегация туда ехала надо думать что
00:17:07
православные всерьёз рассчитывали что им
00:17:10
удастся
00:17:12
переубедить католиков и заключить Союз
00:17:16
на православных условиях Ну или по
00:17:19
крайней мере на каких-то условиях
00:17:21
которые будут для православных
00:17:23
приемлемые и не будут означать нарушение
00:17:25
православной догматики ВНО привести
00:17:29
слова Геннадия слая будущего патриарха
00:17:33
константинопольского первого патриарха
00:17:35
константинопольского после падения
00:17:37
Византии после захвата Константинополя
00:17:39
турками Геннадий слай не являясь ещё
00:17:42
патриархом был одним из горячих
00:17:45
сторонников ферраро флорентийского
00:17:49
собора много усилий приложил для того
00:17:51
чтобы этот собор состоялся так вот он
00:17:54
впоследствии говорил о том что
00:17:57
действительно лди
00:18:00
единства основанного на истине единство
00:18:03
основанного на истине Такова была
00:18:07
позиция церкви православной Ну впрочем я
00:18:10
вс-таки
00:18:13
[музыка]
00:18:19
ремарок исключительно на православных
00:18:22
условиях
00:18:24
может
00:18:27
ВиДи
00:18:29
которые готовы были поступиться частью
00:18:33
православных принципов
00:18:36
для одной цели для спасения
00:18:45
Византии во время заседаний и по итогам
00:18:48
этих
00:18:51
заседаний состоялось летом
00:18:54
1439 года
00:18:57
подписание
00:19:00
то что мы традиционно называем
00:19:01
флорентийской унией флорентийской унией
00:19:05
уния была заключена как не хотели того
00:19:09
православные на условиях католиков
00:19:13
православные признавали основные
00:19:16
догматы основные догматы
00:19:27
западно-австралийское церковную
00:19:30
обрядность делегация была уния была
00:19:33
подписана большинством делегаций в том
00:19:35
числе и делегаций русской православной
00:19:37
церкви делегация из русских земель там
00:19:41
тоже присутствовала во главе с
00:19:43
митрополитом
00:19:44
исидором в эту делегацию Согласно одному
00:19:48
из из
00:19:50
источников входило 200 человек не знаю
00:19:53
Наско точ
00:19:57
эфе
00:19:59
русская церковь в это время вполне ещ
00:20:01
каноническая территория митрополия
00:20:03
константинопольского патриархата причём
00:20:05
очень большая
00:20:08
митрополия митрополия с которой
00:20:10
следовало считаться да ещё в этих
00:20:11
сложных византийских условиях так вот
00:20:15
уния была подписана и русской делегацией
00:20:17
в полном составе впоследствии некоторые
00:20:20
члены делегации заявляли что они свою
00:20:24
подпись поставили под соборным
00:20:26
определением потому что был очень
00:20:29
сильный нажим со стороны на них ну
00:20:32
Вполне вероятно что так и было хотя бы
00:20:35
показательно что сами соборные деяния
00:20:38
осуществлялись на территории
00:20:41
католической в католических
00:20:44
городах и все условия давления Наверняка
00:20:46
у католической стороны были Ну а
00:20:50
православные особенно Византийская часть
00:20:53
которая ратова за помощь со стороны
00:20:56
католиков
00:20:57
ВиДи в какой-то момент была уже и
00:20:59
поступиться принципами догматики Только
00:21:02
бы получить эту самую вожделеющее
00:21:11
делегаты разъехались по своим домам
00:21:15
отправился на Русь и Митрополит
00:21:17
[музыка]
00:21:22
Исидор на слайде можно посмотреть не
00:21:25
современную
00:21:27
норе достаточно близкую ко времени
00:21:31
проведения собора гравюру с изображением
00:21:34
русских священников так вот русская
00:21:38
делегация отправилась
00:21:41
домой
00:21:44
и в марте
00:21:46
1441 года митрополит всея Руси и
00:21:51
Сидор был встречен в
00:21:54
Москве в это время был он не только
00:21:57
митрополитом все
00:21:59
уже но и паски
00:22:02
летом официальным папский летом и
00:22:07
Митрополит Исидор явно поставил своей
00:22:11
задачей творение Унии в
00:22:16
жизнь о принятии Унии на Руси к этому
00:22:20
времени по всей видимости уже было
00:22:22
известно Но насколько точной была эта
00:22:26
информация намри затруднительно по
00:22:30
крайней мере последующие
00:22:32
события дают нам основание заключить что
00:22:36
вс-таки на Руси была определённая
00:22:38
растерянность относительно того как
00:22:41
реагировать на то что произошло в
00:22:44
Италии в некоторых поздних источниках
00:22:48
русских источниках проводилась идея о
00:22:51
том что митрополиты и Сидора сразу в
00:22:53
штыки встретили и тут же был дан ему
00:22:58
отворот поворот по всей видимости в
00:23:01
реальности ситуация была гораздо сложнее
00:23:05
и русская церковь по крайней мере её
00:23:09
высшие представители епископы они
00:23:12
колебались
00:23:14
собственно специально после прихода
00:23:16
исидора был созван архиерейский собор в
00:23:19
Москве и именно этот архиерейский собор
00:23:22
рассмотрев
00:23:24
обстоятельства принял решение о
00:23:26
непринятие о неприятие Унии
00:23:29
И после этого собора Митрополит Исидор
00:23:33
был арестован и посажен в заточение в
00:23:36
Московский Чудов монастырь в
00:23:39
Кремле а осенью сорок первого года
00:23:43
значит в марте он пришёл через какое-то
00:23:45
время состоялся архиерейский собор
00:23:47
архиереи осудили
00:23:49
унию было принято решение заточить
00:23:52
исидора так вот осенью
00:23:55
Исидор
00:23:57
сбежал или как справедливо считают
00:24:00
некоторые историки ему дали сбежать дали
00:24:05
уйти из пределов Руси потому что хоть и
00:24:11
сомнительное основание для Унии и
00:24:13
проповедник Унии негоша а всё-таки
00:24:17
митрополит Да ещё митрополит
00:24:20
поставленный Византии Да и всему
00:24:27
прочей до ферраро флорентийского Собора
00:24:30
осуществлял различные различные
00:24:32
священные действия
00:24:34
э сложно наверное в тех условиях было
00:24:37
решиться на такое жёсткое и однозначное
00:24:40
неприятие Унии да потом Когда пройдёт
00:24:43
время когда всё уложиться уже
00:24:45
а будет создаваться определённая
00:24:48
мифология о непризнании Унии всеми сразу
00:24:51
и целиком на самом деле в реальности всё
00:24:54
было видимо посложнее
00:24:57
а
00:24:59
исидору дали бежать он покинул пределы
00:25:04
Московского
00:25:06
княжества А дальше русская церковь
00:25:09
оказалась в
00:25:11
состоянии войска лишённого своего
00:25:15
Генерала предстоятеля У церкви нет
00:25:18
митрополит пределы покинул сам себя
00:25:21
конечно из Сидор полномочия не сложил он
00:25:24
продолжал считать себя
00:25:27
кани и всей Руси Таким его естественно
00:25:30
признавали в
00:25:32
Риме Таким его конечно же признавала
00:25:35
униатская патриаршая власть в
00:25:39
Константинополе но на Руси он уже
00:25:42
священнодействие
00:25:48
когда русская церковь оказалась без
00:25:51
своего предстоятеля оно продолжалось до
00:25:53
1448 года когда Великий князь Московский
00:25:58
Василий Васильевич тёмный на ваших
00:26:02
экранах принимает решение созвать
00:26:06
архиерейский собор и на этом
00:26:08
архиерейском соборе
00:26:11
избрать нового Митрополита русской
00:26:14
церкви
00:26:18
А в декабре 1448 года в Москве состоялся
00:26:22
архиерейский
00:26:23
собор и по итогам заседания этого собора
00:26:28
митрополитом всея
00:26:30
Руси был
00:26:32
рукоположен епископ резанский Иона икону
00:26:36
которого вы видели на одном из
00:26:37
предыдущих слайдов
00:26:43
а ситуация в которой оказалась русская
00:26:46
церковь в конце сороковых годов в связи
00:26:48
с избранием Митрополита ионы она была
00:26:52
отнюдь не такой простой и безоблачной
00:26:55
как это тоже может
00:26:57
показаться
00:26:59
через Столетия после происходивших
00:27:04
событий естественно самовольное избрание
00:27:08
Митрополита Оно должно было опираться на
00:27:11
какие-то канонические нормы естественно
00:27:14
должны были быть какие-то серьёзные
00:27:17
причины которые позволили бы объяснить
00:27:21
Вот это самостоятельное рукоположение
00:27:24
минуя Согласие с
00:27:27
константинополем до сих пор точно не
00:27:29
установлено какие именно канонические
00:27:32
основания были положены в основу этого
00:27:35
решения Ну можно предполагать что одним
00:27:39
из таких оснований являлось пятнадцатое
00:27:42
правило двукратного собора 861 года в
00:27:47
Константинополе пятнадцатое правило
00:27:49
двукратного собора 861 года в
00:27:52
Константинополе Согласно этому правилу
00:27:55
местная церковная организация
00:27:58
имела возможность порвать каноническое
00:28:01
общение с матерью церковью с вышестоящей
00:28:05
церковной организации если та церковь
00:28:08
попадала впадала в
00:28:12
ересь в таком
00:28:15
случае мать церковь объявлялась
00:28:18
недостойной чести подобающее
00:28:20
православным
00:28:23
и таким образом дочерняя
00:28:26
церковь могла претендовать на
00:28:32
самостоятельность возможно были и другие
00:28:34
канонические нормы с точки
00:28:36
зрения уже если мы отойдём от
00:28:39
канонического права с точки зрения
00:28:41
объяснений церковно политических и такие
00:28:43
объяснения тоже
00:28:44
были
00:28:46
впоследствии было написано Некоторое
00:28:50
количество
00:28:53
посланий от самого Василия Васильевича
00:28:57
много ряд посланий был написан
00:28:59
митрополитом ионой в которых объяснялось
00:29:02
почему же русская церковь пошла на такой
00:29:05
самовольный шаг
00:29:08
А в
00:29:13
частности в послании императору
00:29:16
Константину о палеолог последнему
00:29:18
императору византийскому который был
00:29:21
направлено в пятьдесят Перм или в
00:29:23
пятьдесят втором году совсем незадолго
00:29:25
до падения
00:29:27
Константинополя
00:29:29
Великий
00:29:30
князь Василий Васильевич подчеркивал
00:29:36
что ещ до того как
00:29:40
Иона отправился за рукоположения в
00:29:44
Константинополь в тридцатые годы Сейчас
00:29:47
я скажу об этом тут есть ещё одна очень
00:29:49
интересная линия в Константинополе
00:29:51
решили поставить исидора после
00:29:54
чего вопрос На некоторое время был
00:30:00
отложен Иона говорил об этом же ещ более
00:30:03
явно что в тридцатые годы в
00:30:06
Константинополе ему было обещано место
00:30:09
Митрополита после исидора вот тут мы с
00:30:11
вами вышли на некий параллельный процесс
00:30:15
связанный с Личностью Митрополита
00:30:17
ионы Дело в том что вы сейчас от меня
00:30:21
услышали ом впервые в контексты
00:30:24
[музыка]
00:30:26
14 на самом деле
00:30:29
Иона как возможный митрополит всея Руси
00:30:33
его кандидатура появляется ещё в начале
00:30:35
тых годов сразу после смерти
00:30:39
предшествующего главы русской церкви
00:30:41
Митрополита Киевского фотия митрополит
00:30:44
Киевский фотий скончался
00:30:47
Аа на Руси была избрана кандидатура
00:30:51
ионы епископа
00:30:56
резанский
00:30:58
могла местная организация церковная в
00:31:01
нашем случае митрополия всея Руси
00:31:02
предложить своего кандидата но этот
00:31:04
кандидат обязательно отправлялся в
00:31:06
Константинополь и там официально
00:31:09
рукополе смерти Митрополита фотия в
00:31:12
начале тридцатых годов выбор в качестве
00:31:15
преемника Пал на иону Рязанского тот
00:31:19
отправился в
00:31:22
Константинополь Нест кода
00:31:26
поз
00:31:29
годов потому что уже
00:31:31
в главой русской церкви становится
00:31:34
Исидор обстоятельства этой поездки из
00:31:37
источников современных нам неизвестны
00:31:39
впоследствии о ней мы можем об этой
00:31:41
поездке читать в посланиях самого ионы и
00:31:46
в ряде других источников так
00:31:49
вот митрополит Иона в более
00:31:56
поз в Константинополь А там
00:32:00
уже собираются руко полагать на Русь
00:32:04
другого
00:32:05
Митрополита Ну и чтобы ему было не так
00:32:08
обидно якобы константинопольский
00:32:10
патриарх обещал
00:32:14
митрополичья канонической такое
00:32:16
безусловно
00:32:18
невозможно это наверняка определённая
00:32:22
дипломатия дипломатические игры в в коих
00:32:26
Визан
00:32:29
вероятно иони
00:32:31
дипломатически пообещали возможность
00:32:34
вернуться к вопросу рассмотрения его
00:32:37
кандидатуры после
00:32:39
исидора Ну и когда
00:32:41
исидора изгнали когда Иона был избран
00:32:45
митрополитом уже русскими епископами вот
00:32:47
эта вот карта она всплыла в новой
00:32:50
дипломатической
00:32:56
игре
00:32:59
и оди в Константинополь и даже в том что
00:33:01
он вообще был местоблюстителем престола
00:33:03
в рие
00:33:06
годы было высказано предположение что
00:33:09
вся история с его наречени в качестве
00:33:12
преемника фотия с поездкой в
00:33:14
Константинополь и с благословением якобы
00:33:17
данным патриархом с этим дипломатическим
00:33:19
таким благословением занять
00:33:26
митрополию появившееся для того чтобы
00:33:29
потом задним числом обосновать
00:33:30
автокефалию 1448 года была и такая точка
00:33:34
зрения высказана но мне думается
00:33:37
что Да были высказаны контраргументы
00:33:41
против этой точки зрения и на мой взгляд
00:33:44
контраргументы достаточно серьёзные и
00:33:48
вот в настоящий момент говорить о том
00:33:51
что вся история с ионой тридцатых годов
00:33:58
По всей видимости действительно Иона
00:34:01
избирается преемником фотия едет в
00:34:04
Константинополь там его не руко полагают
00:34:07
в митрополиты но дипломатически что-то
00:34:10
обещают и
00:34:12
когда миссия исидора проваливается и
00:34:15
русские епископы самостоятельно иону
00:34:18
избирают Тогда эта карта начинает
00:34:22
разыгрываться
00:34:26
вновь
00:34:30
Вашему
00:34:31
вниманию известный хрестоматийный
00:34:35
рисунок принадлежащий Борису чри кову
00:34:38
изгнание василием
00:34:40
Васильевичем Митрополита
00:34:48
исидора что же происходило дальше
00:34:51
значит Иона митрополитом
00:34:56
избран ь пока не спешит разрывать
00:35:00
каноническое общение с
00:35:03
константинополем послание Василия
00:35:05
Васильевича которые отправлялись туда в
00:35:08
Царьград послание Митрополита ионы этого
00:35:11
начала пятидесятых годов они все
00:35:15
однозначно нам
00:35:17
показывают что на
00:35:20
Руси были готовы к
00:35:23
диалогу
00:35:26
и
00:35:28
1448 году пытались объяснять вынужденной
00:35:32
необходимость а вынужденная
00:35:34
необходимость естественно связано с
00:35:37
вдовство как говорят в церковных
00:35:39
кругах вдовство митрополичьей кафедры
00:35:42
после бегства и Сидора с невозможностью
00:35:44
нормально осуществлять церковные
00:35:47
функции
00:35:49
но Вектор существенно меняется после
00:35:54
143
00:35:56
го
00:36:01
Константинополь турки захватили столицу
00:36:04
империи Империя перестала
00:36:08
существовать 29 мая
00:36:10
1453 года турки вошли в
00:36:17
Царьград это событие конечно произвело
00:36:22
огромное оза огромное влияние на
00:36:26
современников с политической точки
00:36:28
зрения и не только даже с церковной
00:36:30
точки зрения но и с точки зрения
00:36:33
психологической потому что Что такое
00:36:35
Византия Что такое
00:36:37
Царьград
00:36:40
это
00:36:42
государство которая воспринималась
00:36:45
зачастую не только в своём политическом
00:36:48
значении но и таком своеобразном ключе
00:36:53
мистическом государство православное Да
00:36:56
управляемое православным
00:36:59
императором государство которое
00:37:01
оказывает большое церковное влияние
00:37:04
на окружающие страны и падение этой
00:37:10
державы Да ещё от натиска инородцев и
00:37:15
иноверцев
00:37:16
современниками осмысливать с точки
00:37:19
зрения
00:37:21
м очень нехороших предзнаменований каких
00:37:26
же
00:37:28
в конце X Столетия на Руси многие
00:37:31
ожидали наступление конца
00:37:33
света
00:37:35
1492 год от Рождества Христова
00:37:39
соответствовал семиты году от сотворения
00:37:42
мира в это время были широко
00:37:45
распространены
00:37:46
представления совершенно неканонические
00:37:49
основанные на апокрифический
00:37:58
мир просуществует
00:38:00
столько же сколько он Господом и
00:38:04
создавался Как вы знаете Согласно
00:38:07
христианскому
00:38:12
вероучений в интерпретации Откровения
00:38:15
Мефодия патар ского один день господень
00:38:18
был равен 1000 лет
00:38:21
человеческих
00:38:23
соответственно Возникала Вот такая
00:38:25
мистическая нумерология
00:38:28
7 дней творения равняются семи дням
00:38:31
существования мира божественные Да дни и
00:38:35
эти се божественных дней это 7000 лет
00:38:38
человеческих и вот семичный год
00:38:40
подходил
00:38:42
наступал к концу X века и накануне этих
00:38:47
тревожных ожиданий пала
00:38:50
Византия это было оче неприятным знаком
00:38:52
для
00:38:56
современников логические
00:38:59
ожидания ожидания связанные с комплексом
00:39:01
представлений о конце света
00:39:06
они отражаются в значительной части
00:39:09
русской литературы XV века И в частности
00:39:13
мы видим их
00:39:17
в повести о взятии царьграда турками
00:39:21
памятник русской
00:39:23
литературы
00:39:25
где прямо реч ит о том что зачитаю таже
00:39:31
и ныне в последние времена грех ради
00:39:35
наших приучи Град и смири до Зела и
00:39:40
бысть яко Сень в винограде и яко овощное
00:39:42
хранилище Вертоград Ну и так
00:39:47
далее само ощущение того что вот-вот
00:39:50
скоро Может наступить конец света оно
00:39:53
пров не токо в памятниках
00:39:56
св
00:39:58
вот здесь где мы с вами находимся в
00:40:00
историческом музее Я думаю Многие знают
00:40:03
есть замечательные рукописный отдел в
00:40:07
котором Одно из самых больших в России
00:40:11
собраний рукописей
00:40:13
и в этом рукописном собрании можно найти
00:40:17
всякие интересные
00:40:20
памятники Столетия
00:40:26
ВХ
00:40:28
очень я вот для примера сборник житий
00:40:33
1459 года 6 лет прошло после падения
00:40:37
Константинополя чит остаётся 30 с
00:40:40
небольшим лет до предполагаемого конца
00:40:47
света в предисловии к сборнику
00:40:51
подчеркивается что э книга которая
00:40:53
содержит жития
00:40:56
святых
00:40:57
времена рода нашего в посте и молитве
00:41:00
просиявших
00:41:04
подчеркивается Да фактор последнего
00:41:07
последних времён ну или в предисловии в
00:41:10
этом же сборнике к житью игнатия
00:41:11
Ростовского прославим уба братья
00:41:14
всемилостивого Бога и пречист его Матерь
00:41:17
еже нынешнее лето и последние времена
00:41:20
прояви Бог такого
00:41:24
светильника таким образом падение
00:41:28
Константинополя среди прочих разных
00:41:30
знаков явных и неявных во многом
00:41:33
современниками воспринималось
00:41:35
как очень и очень нехороший знак
00:41:38
посланный Господом о том что близятся
00:41:41
последние времена но последние времена
00:41:44
последними временами а жизнь
00:41:47
жизни жизнь не замерла на
00:41:53
Руси наоборот падение Константинополя
00:41:57
оно подтолкнуло русскую сторону русскую
00:42:00
православную церковь к тому чтобы
00:42:05
автокефалию осмыслить на новом уровне
00:42:10
и отойти от понимания того что был
00:42:14
совершён не канонический поступок
00:42:16
требующий
00:42:17
обязательного согласования и прощения со
00:42:21
Роны
00:42:26
Константинополя действи по утверждению
00:42:28
своей независимой
00:42:31
церкви сейчас мы об этом
00:42:35
поговорим но вот в чём ещё одна
00:42:37
интересная особенность эпохи помимо того
00:42:40
что произошли события о которых я вам
00:42:43
сейчас рассказал в самой русской церкви
00:42:46
тоже было неспокойно мало того что
00:42:48
церковь находилась в состоянии раскола с
00:42:52
матерью церковью константинопольский
00:42:54
патриархатом
00:42:55
в самой церкви
00:42:58
внутри начались
00:43:28
Митрополита исидора главой русской
00:43:30
церкви сам Исидор являясь
00:43:34
кардиналом католическим находился в Риме
00:43:40
и вот это вот
00:43:42
решение римской
00:43:45
стороны было направлено на выделение
00:43:48
западных епархий Русской православной
00:43:50
церкви находившихся в пределах Литвы и
00:43:53
Польши С политической точки зрения надо
00:43:55
понимать что вредине X Столетия русская
00:43:58
церковь находится не только на
00:44:01
территориях Великого Княжества
00:44:02
Московского и не только на территориях
00:44:06
независимых московских независимых
00:44:09
русских земель как то тверское княжество
00:44:12
или Новгородское Земля огромная
00:44:14
территория митрополия в том
00:44:17
числе захватывала территории Великого
00:44:20
княжества Литовского и Польши западные
00:44:23
русские земли западные русские епархии
00:44:26
которые
00:44:27
попали в предыдущее время под власть
00:44:30
либо великих князей литовских либо
00:44:32
королей польских так вот ври принимается
00:44:36
решение что эти западные епархии они
00:44:41
получат своего собственного независимого
00:44:45
Митрополита Пускай себе Иона сидит в
00:44:47
Москве со схизма ками своими
00:44:49
православными А здесь будет свой
00:44:52
правильный уники митрополит этим
00:44:56
митрополитом становится ученик исидора
00:44:59
Григорий болгарин Григорий болгарин
00:45:01
которому Исидор передаёт свои
00:45:04
полномочия кстати мало того что в Риме
00:45:06
сидел Митрополит Исидор Киевский всея
00:45:09
Руси там ещё и униатской Патриарх
00:45:11
Григорий Мамма сидел бежавший из
00:45:13
Византии то есть по сути существовала
00:45:16
Параллельная церковь Византия к этому
00:45:19
времени вот
00:45:21
та константинопольского патриархата
00:45:25
которая православию она находилась в
00:45:28
самом Константинополе под политическим
00:45:30
господством турок А униатская часть
00:45:33
перебралась в
00:45:35
Рим и русская церковь была разделена
00:45:39
Западная епархия оказались под
00:45:43
управлением Григория болгарина
00:45:46
Митрополита униат который признавал унию
00:45:50
подчинялся
00:45:53
Риму и осуществлял свои ные функции
00:45:59
никак не сообщая с митрополитом ионо с
00:46:01
другой частью с Восточной частью этот
00:46:04
уже внутренний Раскол русской церкви
00:46:06
продолжался более 200 лет и был
00:46:09
преодолен только в конце се
00:46:12
Столетия и в эти 250 лет существовало по
00:46:16
сути две русских православных
00:46:18
церкви та о которой мы с вами говорим с
00:46:25
зрения в
00:46:29
Москве дальше переживала своё
00:46:32
становление как независимая церковь и
00:46:35
была Параллельная
00:46:37
митрополия митрополит сидел в Виль в
00:46:41
Вильнюсе
00:46:44
которая является точно такой же русской
00:46:47
церковью но
00:46:50
с другим управлением что самое
00:46:54
интересное Прошло несколько лет
00:46:58
И в середине х годов митрополит Григорий
00:47:03
болгарин порвал суни обратился в
00:47:06
Константинополь с просьбой о
00:47:09
воссоединении и конечно в
00:47:11
Константинополе его приняли он был
00:47:13
прощён вернулся в Лона Православия и
00:47:17
получилось так что Западная часть
00:47:19
русской церкви вот эти западные епархии
00:47:25
снм константинопольской патриархии и
00:47:29
именно эту часть русской церкви
00:47:31
признавал константинопольский патриарх
00:47:33
именно он считал митрополитов которые
00:47:35
рукополе для э для этой части русской
00:47:38
церкви каноническими Митрополита
00:47:42
правильными
00:47:44
и
00:47:46
патриархи обвиняли в расколе тех
00:47:48
митрополитов преемников ионы которые
00:47:51
сидели в
00:47:52
Моск
00:47:55
вот
00:47:57
вяза с установлением
00:47:59
автокефалии русской церкви значит что же
00:48:02
происходило в восточной части русской
00:48:05
церкви с центром в Москве Там где сидел
00:48:07
митрополит
00:48:08
Иона в Москве после событий
00:48:12
1453
00:48:14
года не захотели признавать
00:48:18
власть нового константинопольского
00:48:20
патриарха того самого Геннадия
00:48:25
слая
00:48:28
речь которого вы читали на нескольких
00:48:31
слайдах
00:48:32
раньше Геннадий
00:48:35
салари к этому времени являлся строгим
00:48:39
приверженцем Православия никакой Унии не
00:48:43
хотел кстати он попал в плен во время
00:48:45
штурма Константинополя или незадолго до
00:48:48
этого специально турецким султаном вып
00:48:52
воз в
00:48:55
конста
00:48:59
содействия рукоположен в патриархе
00:49:03
константинопольский вот этот Аспект
00:49:05
подчинения константинопольских
00:49:07
патриархов турецкому султану
00:49:12
вызывал большое негодование в
00:49:17
Москве сложно
00:49:20
сказать сознательно ли Вот Действительно
00:49:23
ли не принимали в
00:49:25
Моск
00:49:27
патриархов после того как по сути они
00:49:31
оказались в политическом подчинении
00:49:33
турецких Султанов мусульман вот не
00:49:36
принимали ли их внутренне считали что
00:49:38
это невозможно или это тоже была
00:49:40
дипломатия Но именно этот Аспект был
00:49:43
положен в основу полемики с
00:49:47
константинополем и именно эта карта
00:49:50
разыгрывалось Москвой для того чтобы
00:49:52
убедить колеблющихся е внутри в русской
00:49:56
церкви
00:49:57
чтобы эти колеблющиеся не признавали
00:50:01
Константинополь потом не признавали
00:50:03
Григория болгарина А ориентировались на
00:50:07
Москву как на единственно сохранив всуе
00:50:09
чистоту
00:50:17
Православия Ну вот в частности приведу
00:50:20
вам
00:50:25
пример
00:50:31
когда константинопольский
00:50:34
патриарх признал Григория болгарина
00:50:40
Покаяние он вскоре отправил на Русь
00:50:43
послание послание максимально широкое
00:50:47
адресованное цитата благородным и
00:50:51
благоверных кзм и гим боям и детям
00:50:55
бом имени господню
00:50:58
людству вот в этом
00:51:01
послании патриарх Дионисий послание 18
00:51:05
февраля
00:51:06
1467 года он прямо объявил кто Находится
00:51:09
с ним в каноническом общении А кто в
00:51:13
расколе в расколе находилась митрополия
00:51:16
с центром в
00:51:18
Москве вот э самочинно по мнению
00:51:21
патриарха русская церковь должна была
00:51:23
подчиниться
00:51:25
григорию
00:51:27
а что ведали на Москве аже бы того
00:51:31
перестали делать бото есть Против правил
00:51:35
и против закону Божьего елика именовали
00:51:39
на Москве от ионы и до сих часов
00:51:42
митрополитов тых всх тех всех Великая
00:51:47
сборная наша святая церковь не
00:51:55
ит ля конечно была очень сильным ударом
00:52:00
по позициям русской церкви в восточной
00:52:03
части русской церкви с центром в Москве
00:52:07
а у нас сохранилось
00:52:10
послание великого князя Московского
00:52:13
Ивана III
00:52:15
А в
00:52:17
Новгород в этом послании Отвечая на
00:52:20
обвинение патриарха дионисия из того
00:52:24
послания которое только что я вам
00:52:25
зачитал
00:52:27
Иван II пытается убедить
00:52:29
новгородцев
00:52:31
что в сложившихся условиях признание
00:52:34
патриарха
00:52:36
невозможно Иван разыгрывает исламскую
00:52:39
карту назовём это так в частности пишет
00:52:43
в грамоте Почему нельзя признавать
00:52:45
патриарха Почему нельзя слушать
00:52:49
дионисия
00:52:55
цитата
00:52:57
в гиты починил то есть в мечети обратил
00:53:02
а которые церкви оставил патриарху А на
00:53:06
тех крестов нет ни звону нет поют без
00:53:12
звону один из аргументов использованных
00:53:15
Иваном II для того чтобы убедить
00:53:17
новгородцев не слушать писание патриарха
00:53:21
константинопольского По всей
00:53:23
видимости как было показано в нашей
00:53:28
историография конец шестидесятых начало
00:53:30
семидесятых годов XV века Это самый пик
00:53:34
напряжённых отношений и конфликтов между
00:53:38
константинопольской патриархией
00:53:41
и митрополии в
00:53:44
Москве патриархия
00:53:46
пытается осудить не каноническую русскую
00:53:50
церковь с центром в Москве отсюда из
00:53:54
Москвы пытаются убедить в том что нельзя
00:53:58
иметь никакого общения с патриархом
00:54:00
который на самом деле ставленник Султана
00:54:03
и вынужден подчиняться мусульманам
00:54:05
играть по по их
00:54:10
правилам ну и вопрос о том что
00:54:13
уклоняться в латин он тоже с повестки
00:54:16
дня не снимался Через несколько лет в
00:54:19
1471 году когда Иван пойдёт огромным
00:54:23
военным походом на Новгород соберёт
00:54:27
большие силы со многих русских
00:54:31
земель основание для этого похода
00:54:34
идеологическое обоснование похода будет
00:54:36
черпать в том что новгородцы хотят
00:54:39
изменить православию и заключить не
00:54:41
только политический Союз см с великим
00:54:43
княжеством литовским но и уйти в
00:54:48
католичество что совершенно не соответст
00:54:50
действительно ВС что знаем
00:54:52
нов середи ВТО
00:54:55
полова что Новгород был таким Ультра
00:54:58
православным городом но Москва сама
00:55:01
оказалась в очень сложном положении и ей
00:55:04
надо было как-то объяснять то что она
00:55:08
делает
00:55:13
А
00:55:15
но Нашла коса на камень
00:55:19
а противоречия
00:55:23
противоречиями а поступательная сила
00:55:26
турок никуда не делось турки не только
00:55:30
разгромили византийскую Империю но и
00:55:34
захватили постепенно захватывали скажем
00:55:37
так не сразу Да но вот постепенно
00:55:39
захватывали все другие православные
00:55:42
государства в результате получилось что
00:55:44
к началу XV века по
00:55:47
сути русское
00:55:49
государство Великое княжество Московское
00:55:51
как раз в это время объединило
00:55:53
появляется единое русское государство
00:55:57
со своей независимой
00:55:59
церковью ВС ещё формально находящейся в
00:56:02
расколе с константинопольской патриархии
00:56:04
Но это
00:56:07
государство является по сути
00:56:10
единственным независимым православным
00:56:12
государством мира все остальные
00:56:15
православные государства захвачены
00:56:17
турками и вот это конечно тоже сыграла
00:56:23
свою огромную роль
00:56:27
мы видим как с конца X с начала X
00:56:31
Столетия в основном в первые годы X и
00:56:34
дальше по нарастающей в Москву начинают
00:56:37
снаряжать посольства со всех уголков
00:56:39
православного мира с
00:56:42
Балкан из Северной Африки со святой
00:56:46
земли посольство за помощью поддержкой
00:56:49
за какой-то денежкой за тво именно
00:56:55
потому со своей самочинно
00:56:58
церковью сохраняет независимость
00:57:01
единственная и это очевидно понимали и
00:57:04
признавали патриархи
00:57:07
константинопольский и здесь видимо прав
00:57:10
был наш крупный историк церкви
00:57:14
Карташов кстати
00:57:17
последний глава святейшего
00:57:20
Синода до его упра Ну то есть до
00:57:23
введения восстановления патриаршества
00:57:27
в России так вот Карташов говорил что
00:57:32
независимость русской церкви её
00:57:34
автокефалия укрепляла при молчаливом
00:57:37
согласии
00:57:38
Константинополя который не хотел терять
00:57:40
своего лица Константинополь понимал что
00:57:43
исторические обстоятельства таковы что
00:57:46
русская церковь
00:57:52
подкрепляет и
00:57:55
посуда это уже данность и именно она
00:57:59
независимая именно там сейчас
00:58:02
продолжается полноценная церковная Жизнь
00:58:05
без ограничений без запретов и ссориться
00:58:09
с ней нельзя но
00:58:11
и
00:58:13
благословлять её
00:58:15
автокефалию значит терять своё лицо
00:58:19
значит забыть все те
00:58:20
церковно-календарними
00:58:26
Поэтому при формальных очень сложных
00:58:29
отношениях между константинополем и
00:58:32
между
00:58:34
Москвой
00:58:37
Константинополь уже к концу XV
00:58:40
века
00:58:42
видимо
00:58:43
изменил своё отношение к русской
00:58:49
церкви
00:58:51
и Константинополь патриархи начинают
00:58:55
писать
00:58:57
в частности одно из таких посланий было
00:59:00
направлено Василию I преемнику Ивана I
00:59:04
тоже портрет его можете не портрет
00:59:06
а икона посмертная
00:59:09
можете видеть на слайде и в этом
00:59:13
послании константинопольский
00:59:15
патриарх
00:59:17
называл обращался к нему к Василию ре
00:59:20
самыми возвышенны
00:59:25
эпитетами
00:59:28
но повторюсь несмотря на изменение
00:59:30
отношений с канонической точки зрения
00:59:33
всё было непросто Вот например Максим
00:59:34
грек один из виднейших деятелей в
00:59:38
Истории русской церкви один из крупных
00:59:41
книжников которого при Василии III
00:59:43
специально пригласили для перевода
00:59:45
греческих книг на Русь в российское
00:59:49
государство Максим грек считал
00:59:53
что русская церковь
00:59:59
не
01:00:00
канонично
01:00:04
что в
01:00:11
самочинно митрополиту Московскому
01:00:13
каяться и восстанавливать каноническое
01:00:16
общение с патриархатом но это уже было
01:00:20
невозможно русская церковь развивалась
01:00:22
параллельно
01:00:24
с независимому русскому государству
01:00:28
нужна была своя автокефальная
01:00:30
церковь и это государство естественно ни
01:00:33
в коей мере не хотела
01:00:36
становиться даже в церковно политическую
01:00:39
зависимость от
01:00:42
патриархов над которыми
01:00:45
находился
01:00:47
турецкий
01:00:54
Султан
01:01:05
а ну и параллельно с тем что церковные
01:01:09
отношения сохраняли сохраняя формальную
01:01:12
юридическую
01:01:13
сторону раскола вот реальные отношения
01:01:16
становились гораздо более тёплыми с
01:01:19
конца пятнадцатого века и в течение XV
01:01:22
Столетия параллельно с этим рождались
01:01:27
новые представления о том Какова она
01:01:29
есть русская
01:01:32
земля не случайно академик лихачёв
01:01:36
назвал период конца X начала X Столетия
01:01:40
пер тре Столетия эпохой исторических
01:01:44
размышлений в это время когда русское
01:01:50
государство
01:01:52
изн
01:01:54
зави
01:01:56
власть великого князя Московского
01:01:59
который стал Называть себя государем
01:02:01
всея
01:02:03
Руси когда погибали другие православные
01:02:07
державы в это время
01:02:10
естественно не могли не возникнуть мысли
01:02:14
у книжников у современников А что же
01:02:16
происходит с нами почему других Господь
01:02:19
наказывает А нас таким образом
01:02:24
поддерживает
01:02:26
и в это время именно в это время
01:02:29
появляется знаменитая теория Москва
01:02:31
третий Рим Москва как преемница и
01:02:34
Константинополя и Рима с точки
01:02:39
зрения идеи чистого не осквернённого
01:02:43
православия в это же время появляется
01:02:46
идея Москвы как нового
01:02:48
Иерусалима то есть всё это конечно
01:02:53
создавало и в самой Москве
01:02:56
в представлениях самих жителей
01:03:00
державы свой Новый
01:03:04
образ государства и церкви которая
01:03:06
действует в этом государстве и этот же
01:03:08
образ в той или иной степени он
01:03:12
экспортировала
01:03:14
вовне Ну и в конечном итоге результатом
01:03:18
этого экспорта этого
01:03:20
образа
01:03:23
стало решение об
01:03:27
избрании главы русской церкви с центром
01:03:30
в Москве митрополит всея Руси в качестве
01:03:34
патриарха перед
01:03:36
вами оригинал уложенной грамоты об
01:03:39
избрании
01:03:40
Иова патриархом всея Руси Но вот в этом
01:03:44
случае было недостаточно провозгласить
01:03:47
э патриарха ива провозгласить патриархом
01:03:51
своими силами конечно на это нужно было
01:03:53
Согласие вселенских патриархов
01:03:56
и в первую очередь патриарха
01:03:59
константинопольского как представителя
01:04:01
матери церкви по отношению к
01:04:04
дочерней хоть и заблудшей русской церкви
01:04:07
Да хоть заблудшей
01:04:12
дочери в Константинополе происходит
01:04:15
собор и на этом соборе в мае 1590 года
01:04:19
ещё один оригинал принимается решение о
01:04:24
согласии с учреждением
01:04:27
патриаршества на
01:04:31
Руси это
01:04:33
означало не только повышение статуса
01:04:36
русской церкви не только то что
01:04:41
патриарх всея
01:04:44
Руси становился
01:04:49
э по своему статусу Да с точки зрения
01:04:53
Сана м в одну линию со вселенским
01:04:57
патриарха вселенские патриархи
01:04:59
естественно сохраняли первенство но
01:05:02
следующим был и остаётся до сих
01:05:05
пор патриарх Московский всея Руси вместе
01:05:10
с этим избрание Иова означало и
01:05:14
завершение борьбы за автокефалию русской
01:05:18
церкви это одновременно и признание
01:05:21
Независимости русской церкви признание
01:05:23
её автокефалии то что в
01:05:26
реальности сложилась ещё в середине XV
01:05:29
века но юридически получила оформление в
01:05:32
конце века
01:05:34
XV на этом У меня наверное всё Если есть
01:05:38
вопросы Я готов на них
01:05:54
ответить
01:06:00
Ну если Вопросов нет тогда наверное мы
01:06:03
заканчиваем Спасибо большое за внимание
01:06:05
и всего
01:06:14
доброго

Описание:

Для средневекового государства объявление автокефалии своей церкви - серьёзный политический ход и заявление о своей зрелости в целом. Таким и было Московское государство в 15 веке, на заре Русского царства и пороге раннего Нового времени. Лектор: Тарасов Аркадий Евгеньевич российский историк, старший преподаватель Кафедры истории России до начала XIX века Исторического факультета МГУ, кандидат исторических наук Лекторий «Исторические субботы» Самое актуальное от федерального портала История.РФ в соцсетях: VK: https://vk.com/rvio_ru YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCJf5zN7YGOYF3IacL9MqJAg Telegram: https://t.me/rf_history Яндекс.Дзен: https://dzen.ru/histrf Рутуб: https://rutube.ru/channel/23517827/

Готовим варианты загрузки

popular icon
Популярные
hd icon
HD видео
audio icon
Только звук
total icon
Все форматы
* — Если видео проигрывается в новой вкладке, перейдите в неё, а затем кликните по видео правой кнопкой мыши и выберите пункт "Сохранить видео как..."
** — Ссылка предназначенная для онлайн воспроизведения в специализированных плеерах

Вопросы о скачивании видео

mobile menu iconКак можно скачать видео "Автокефалия Русской церкви в XV веке"?mobile menu icon

  • Сайт http://unidownloader.com/ — лучший способ скачать видео или отдельно аудиодорожку, если хочется обойтись без установки программ и расширений. Расширение UDL Helper — удобная кнопка, которая органично встраивается на сайты YouTube, Instagram и OK.ru для быстрого скачивания контента.

  • Программа UDL Client (для Windows) — самое мощное решение, поддерживающее более 900 сайтов, социальных сетей и видеохостингов, а также любое качество видео, которое доступно в источнике.

  • UDL Lite — представляет собой удобный доступ к сайту с мобильного устройства. С его помощью вы можете легко скачивать видео прямо на смартфон.

mobile menu iconКакой формат видео "Автокефалия Русской церкви в XV веке" выбрать?mobile menu icon

  • Наилучшее качество имеют форматы FullHD (1080p), 2K (1440p), 4K (2160p) и 8K (4320p). Чем больше разрешение вашего экрана, тем выше должно быть качество видео. Однако следует учесть и другие факторы: скорость скачивания, количество свободного места, а также производительность устройства при воспроизведении.

mobile menu iconПочему компьютер зависает при загрузке видео "Автокефалия Русской церкви в XV веке"?mobile menu icon

  • Полностью зависать браузер/компьютер не должен! Если это произошло, просьба сообщить об этом, указав ссылку на видео. Иногда видео нельзя скачать напрямую в подходящем формате, поэтому мы добавили возможность конвертации файла в нужный формат. В отдельных случаях этот процесс может активно использовать ресурсы компьютера.

mobile menu iconКак скачать видео "Автокефалия Русской церкви в XV веке" на телефон?mobile menu icon

  • Вы можете скачать видео на свой смартфон с помощью сайта или pwa-приложения UDL Lite. Также есть возможность отправить ссылку на скачивание через QR-код с помощью расширения UDL Helper.

mobile menu iconКак скачать аудиодорожку (музыку) в MP3 "Автокефалия Русской церкви в XV веке"?mobile menu icon

  • Самый удобный способ — воспользоваться программой UDL Client, которая поддерживает конвертацию видео в формат MP3. В некоторых случаях MP3 можно скачать и через расширение UDL Helper.

mobile menu iconКак сохранить кадр из видео "Автокефалия Русской церкви в XV веке"?mobile menu icon

  • Эта функция доступна в расширении UDL Helper. Убедитесь, что в настройках отмечен пункт «Отображать кнопку сохранения скриншота из видео». В правом нижнем углу плеера левее иконки «Настройки» должна появиться иконка камеры, по нажатию на которую текущий кадр из видео будет сохранён на ваш компьютер в формате JPEG.

mobile menu iconСколько это всё стоит?mobile menu icon

  • Нисколько. Наши сервисы абсолютно бесплатны для всех пользователей. Здесь нет PRO подписок, нет ограничений на количество или максимальную длину скачиваемого видео.